The Village попросил Валю Асееву пройтись по музыкальным магазинам города и узнать, кто их покупатели, почему они ещё предпочитают музыкальные носители цифровой музыке и как их владельцы видят своё будущее. К сожалению, мы обошли не все ларьки и киоски, потому что при подготовке материала столкнулись с непреодолимым нежеланием большинства музыкальных магазинов в нём участвовать: «Боря, хочешь сфотографироваться на фоне палёных дисков?» — «Девушка, перезвоните нам лучше весной».

 

«Деликатесы стерео»

ул. Островитянова, 2, в ТЦ «Азбука вкуса»

Последние музыкальные магазины — о своём будущем. Изображение № 1.

В начале 2000-х у основателя «Азбуки вкуса» возникла идея привозить музыку из-за рубежа, потому что американские, японские, европейские издания практически никто массово не завозил. Так и появилась наша сеть как подразделение «Азбуки», с её развитием мы начали открываться по всему городу, во всех гипермаркетах. Мы продаём кино, музыку, игры — это есть у многих. Наш эксклюзив — дорогие коллекционные сувениры, которые из Америки мало кто возит. Мы, можно сказать, в этом первопроходцы, потому что магазинов с такими товарами в Москве нет вообще. Ещё мы делаем уникальные подарки, выпускаем коллекционные боксы под заказ. У нас много хороших редких виниловых изданий, и ещё одна наша фишка — это CD японского производства, эталон звучания CD.

Если говорить о жанрах, то мы продаём всё! Но упор у нас на зарубежные издания: если есть возможность привезти из Японии и Европы, а не взять наше лицензионное русское издание, то мы, естественно, привезём оттуда. Есть много классического рока и поп-музыки: это всегда востребовано нашей публикой. Хорошо продаётся современный лаундж (Buddha Bar, Café del Mar, Costes), новинки поп и рок-музыки, хороший джаз очень популярен. Сам я люблю разную музыку, нельзя сказать, что придерживаюсь какого-то одного стиля: очень нравится хороший джаз, этномузыка, балканская, латиноамериканская, африканская. Главное, чтобы звучало хорошо и качественно.

Евгений Резников

Директор магазина, 28 лет

Что берут

Beatles
Box Set Stereo Usb /10 (Box) /MP3
Цена: 12 990 рублей

50 Cent
Before I Self-Destruct /09 /CD
Цена: 360 рублей

30 Seconds To Mars
This Is War /09 /CD
Цена: 680 рублей

«Сплин»
«Сигналы из космоса» /09 (фирм.) /CD
Цена: 400 рублей

Последние музыкальные магазины — о своём будущем. Изображение № 2.

Больше половины наших покупателей — постоянные, их вкусы мы уже знаем. Но много и случайных. Люди натыкаются на нас, когда ищут подарок. В этом магазине я знаю людей практически с самого открытия. Например, одна женщина, когда в первый раз пришла сюда (лет семь назад), ещё была беременна, потом приходила с коляской, потом с коляской и животом, а сейчас у неё уже третий ребёнок. И всё это — на моих глазах. Большинство наших покупателей — меломаны, которые как покупали музыку, так и продолжают её покупать. В цифру ушли многие, но далеко не все. Людям хочется иметь дома хорошую коллекцию, многим хочется что-то подарить. А музыка — это всегда хороший подарок.

В цифру ушли многие, но далеко не все. Людям хочется иметь дома хорошую коллекцию, многим хочется
что-то подарить

 

«Хип-Хоп Маркет»

ТЦ «Горбушкин двор», 2-й этаж, B2, 299

Последние музыкальные магазины — о своём будущем. Изображение № 5.

Рэп должен быть доступен для всех. А в интернете не настолько хорошее качество, как на дисках (онлайн оно портится, потому что объём музыки уменьшается). Если ребята — коллекционеры, ярые ценители хорошей музыки, то они приезжают сюда. Раньше у нас стоял обычный стол с дисками, а потом, когда точка начала набирать обороты, сделали вот такой прилавок в виде Porsche. Вначале я был просто продавцом. Я продавал диски, и мне это нравилось, а мой главный увидел во мне потенциал и сказал: «Сработаемся, будем вместе всем управлять». Когда я пришёл сюда в первый раз, все думали, что я читаю рэп. Но я скорее композитор, пишу минуса. А вообще я меломан, если честно.

В продаже у нас хип-хоп. В Москве практически нет магазинов, которые специализируются на рэп-музыке и хип-хопе, мы — одни из немногих. У нас есть любые направления хип-хопа: джазовый хип-хоп, андеграунд, гангста, латинский рэп, как я говорю клиентам, «у нас в продаже разномастный рэп». Больше всего из новинок в последнее время покупают Waka Flocka Flame, а так ребята и по олдскулу заходят. Для меня лично в каждом направлении хип-хопа есть что-то хорошее, во всём нахожу лучшее. Не слушаю только русский рэп, но продаю я его вне зависимости от того, слушаю или нет. Клиенту нравится русский рэп — я буду продавать русский рэп. Мой начальник разбирается в этом стиле, и это очень хорошо. Он сам делает заказы, рассказывает мне об этом. Но сам я больше люблю зарубежный хип-хоп.

Ярослав Хитев

Директор магазина, 20 лет

Что берут

Waka Flocka Flame
Flockaveli 2
Цена: 400 рублей

Последние музыкальные магазины — о своём будущем. Изображение № 6.

У меня есть и постоянные клиенты, и люди, которые пришли, увидели и купили. Мы всегда включаем громко музыку, чтобы люди слышали и заходили. У меня тут есть конкурент, который постоянно включает клубняк. Но я заметил, что люди больше тянутся к рэпу, потому что эта вот музыка «туц-туц-туц» — она немного на голову давит. И люди приходят за спокойной музыкой. И как бы этот конкурент громко музыку ни включал, люди всё равно ко мне приходят. А диски покупать людей мотивирует именно качество звука. У меня дома хорошая стереосистема. И я скачал музыку из «ВКонтакте» и достал свою коллекцию. Сравнил — вообще небо и земля. Из интернета звук как бы цифрит. А звук музыки из моей коллекции — чистый, я могу на полную центр выкрутить, и он не будет перегружаться. Мы хотим сделать сайт с доставкой, чтобы люди больше узнавали о нашем магазине, чтобы был приток покупателей. Ведь некоторые люди дома сидят, и на них нужно тоже рассчитывать. «Горбуха» разваливается сама, поэтому с успехом у нас когда как: не могу сказать, что всё стабильно, но хороших дней немало. Баланс такой есть, как бы белые и чёрные полосы.

Я заметил, что люди больше тянутся к рэпу, потому что эта вот музыка «туц-туц-туц» — она немного
на голову давит

 

«Дом культуры»

Кутузовский проезд, 4

Последние музыкальные магазины — о своём будущем. Изображение № 12.

Основали магазин мы втроём: я, Вова Терех (музыкант, страстный собиратель винила, немножко диджей и вообще активный рок-деятель) и Олег Коврига, музыкальный издатель. У Тереха некоторое время была своя торговая точка на старой «Горбушке», но она закрылась, а новая «Горбушка» превратилась в большой супермаркет, из которого улетучился прежний дух. Тогда и возникла идея сделать свой магазин. Мы нашли помещение, открылись. Я не хотел посвящать этому много времени. Договорённость была, что на начальном этапе мы все поучаствуем в открытии, а дальше Терех, человек опытный, будет директором, а мы будем поставлять ему диски. Но вышло иначе. Терех — человек творческий, а владение магазином — это много хозяйственных вопросов, рутина. Просто наслаждаться музыкой и приятной атмосферой не получается. В итоге мы втроём друг другу надоели, у всех были свои видения, и мы разошлись. Скрепя сердце, я решил этим заняться, потому что закрывать было жаль. Тем более что, помимо магазина, мы планировали создать культурную институцию, где могут выступать музыканты, презентовать свои диски и книги. Такие «культурники» (как мы их называем) проходят у нас каждое воскресенье абсолютно бесплатно: посетители не платят за вход, музыканты не получают денег за выступления. Как ни странно, это работает, и работает хорошо. Очень многие артисты хотят простого, живого общения с публикой, поэтому интересуются нашими культурниками. «Дом культуры» — неправильный магазин правильной музыки.

Павел Николаевич

Владелец и директор магазина, 47 лет

Что берут

ГРЕБЕНЩИКОВ-ГАЙВОРОНСКИЙ
Dodecameron (СD)
Цена: 500 рублей

«ИВА НОВА»
«Крутила пила» (СD)
Цена: 450 рублей

«БРАВО»
«Дорога в облака» (раритет)
Цена: 1 500 рублей

«Ария»
Новая коллекция Часть 1 (CD)
Цена: 200 рублей

Последние музыкальные магазины — о своём будущем. Изображение № 13.

Неправильный, потому что у нас много того, что неправильно с классических позиций. А правильная музыка для нас — это русская музыка с советскими корнями. Изначально мы хотели торговать такой музыкой, у которой есть вполне ясный круг поклонников, которые понимают, что попса, а что — нет. В продаже у нас в основном музыка на CD и винил, мы не продаём MP3 (только в крайне редких случаях), считаем, что и без нас с этим форматом всё хорошо. Весомая доля покупок — это новинки, а вторая часть — это раритеты. У нас есть позиции, которых нет ни у кого, поэтому довольно много людей к нам приезжают из регионов. Они обычно покупают много и всегда знают, что им нужно, потому что если в Москве стало мало магазинов музыки, то в регионах их нет вообще. Конечно, их спасает Ozon. Но бывает, что почта подводит или всё-таки хочется диски в руках покрутить, понять, надо тебе это или нет. А постоянных покупателей у нас не так много. Есть постоянные посетители, которые могут прийти, посмотреть, поболтать, выпить пива, необязательно что-то покупать. Наши покупатели чуть более трепетно относятся к музыке, чем просто купить и послушать. Им хочется иметь в коллекции то, что можно поставить на полку, подарить, подписать, получить автограф, то есть иметь артефакт. Реальный магазин и интернет-магазин — это совсем разные явления. Мы думаем развивать наш интернет-сайт, сделать доставку, хотя бы по Москве, но этот сайт будет в любом случае существовать параллельно с магазином. Ведь без места, без атмосферы продавать музыку не имеет смысла.

Им хочется иметь в коллекции то, что можно поставить на полку, подарить, подписать, получить автограф, то есть иметь артефакт

 

«Трансильвания»

ул. Тверская, 6, стр. 5

Последние музыкальные магазины — о своём будущем. Изображение № 20.

Магазин «Трансильвания» существует с 1993 года, первый наш магазин открылся в «Доме книги», второй — на Тверской, 25. В кризис 98-го мы закрылись в «Доме книги», а в 2000 году с Тверской, 25 переехали сюда и здесь уже пятнадцатый год. Сейчас остался только один магазин, потому что меня не интересовала ни сеть, ни большая прибыль, меня интересовала только музыка. На один магазин всегда хватает и времени, и сил, и средств. К нам приходят только те, кто знает, где мы находимся. Дело в том, что магазин во дворе, машину поставить нельзя, а город заставил нас снять рекламу, которая спокойно висела 14 лет внутри арки, поэтому у нас исключительно постоянные покупатели. Они знают, что им нужно, подходят непосредственно к консультантам, с которыми знакомы, или просто самостоятельно слушают то, что им интересно. К сожалению, сейчас мы почти не продаём музыкальные журналы, которых у нас было много. Они стали занимать много места и перестали быть вообще интересными, потому что всё это есть в интернете. У нас только компакт-диски, DVD-аудио, винил и Blu-ray. Но из этого у нас есть все жанры, которые существуют. Конечно, некоторые жанры уже вымываются и не восполняются, но это мировая тенденция. В десятки раз сократились каталоги во всём мире, у нас этот отдел тоже сокращается, остались два-три экземпляра.

Борис Николаевич

Владелец магазина, 63 года

Что берут

U2
Songs of Innocence (СD)
Цена: 949 рублей

JUDAS PRIEST
Redeemer of Souls (СD)
Цена: 1 049 рублей

ДЕТСКИЕ ПЕСНИ ИЗ МЮЗИКЛОВ

«Волшебное перо жар-птицы» (сборник)
Цена: 329 рублей

«АУКЦЫОН»

«Бодун»
Цена: 419 рублей

Последние музыкальные магазины — о своём будущем. Изображение № 21.

Наш персонал хорошо знает всё обо всех направлениях. Мои люди сильно отличаются от продавцов в других магазинах. Нам предлагали работать по стандартной корпоративной модели: любая пластинка, любой компакт-диск — это как яблоко или пакет молока. На это я сразу сказал: «До свидания!» Мы подбираем к каждому направлению по несколько профессиональных консультантов, которые действительно любят музыку, а они знают, что какому покупателю показать и дать послушать. Мы рекомендуем нашим посетителям музыку на свой вкус, всё, кроме общеупотребительных имён типа The Beatles и Элвиса Пресли. Часто представляем новых артистов промежуточного жанра. Люди, которые устали от музыки а-ля MTV, любят послушать здесь новых артистов. Самому мне нравится всё. Но особенно та музыка, с появления которой прошло 20−30 лет. Хорошая вещь должна вылежаться. Мы видим наше будущее так, как есть сейчас — выходить хотя бы в ноль или в небольшую прибыль. Для меня главное, чтобы все мои люди не лишились работы, а те, кто нуждается в пополнении своей коллекции или просто в самообразовании, могли сюда прийти, выбрать то, что им нужно, послушать, пообщаться с нашими консультантами. Честно признаться: хуже, чем сейчас, не было никогда. Не говоря уже о том, что мы сейчас в гордом безусловном одиночестве. У нас есть и интернет-магазин, но выходить в интернет полностью неинтересно, и из-за этого мои люди могут потерять работу. Мы с ними как семья, поэтому мне бы этого не хотелось. Но без интернета невозможно продолжать физическую торговлю, а без физической торговли невозможно заниматься только интернетом.

 

Фотографии: Семён Кац