В далёком 2010 году, когда количество постов Facebook пришло к критической массе и пользователи в них захлебнулись, соцсеть представила алгоритм ранжирования Edgerank. С тех пор многое изменилось. The Village рассказывает, почему пользователи видят меньше постов от друзей, больше — от компаний и как соцсеть полюбила видео.

 

Алгоритм ранжирования Edgerank

Задача алгоритма — помочь пользователю видеть только важные и интересующие его материалы. Технология ориентировалась на интересы
каждого конкретного человека и включала в себя три показателя.

   

Affinity (совместимость)

взаимодействие человека с контентом — количество лайков,
шеров и комментариев

Weight 
(вес)

рейтинг каждого поста и его ценность для пользователя

TIME
(время)

время публикации поста

 

Отбор новостей

Важным решением в работе с сообщениями стала их разбивка на два потока: most recent (последние) и top stories (популярные). Причём по умолчанию пользователь видел самые популярные посты. Это вызвало волну негодования: вместо интересных сообщений в ленте несколько дней мог висеть один и тот же текст, потому что он продолжал собирать лайки и публиковался популярным автором. По задумке Facebook такой механизм помогал пользователю, который не заходил в соцсеть день или дольше, увидеть самые важные материалы. Многие плохо восприняли эту идею и при входе в Facebook первым делом переставляли галку с top stories на most recent. 

Каждому посту Facebook присваивал определённый рейтинг, исходя из количества интеракций (шеров, лайков, комментариев). Если человек всё время лайкал посты конкретного друга, он видел все его обновления. 

Такое ранжирование привело к тому, что пользователи стали чаще видеть одни и те же посты и небольшое количество друзей, упуская важное и то, что может быть интересно. Параллельно в Facebook появилось всё больше публичных страниц и активность компаний возрастала. Если в 2009 году пользователь в среднем был подписан на четыре-пять страниц, в 2013-м их стало 40.

Год назад вице-президент компании Крис Крокс поднял вопрос о балансе между публичными страницами (СМИ, персоны, компании) и публикациями пользователей. Бренды старались прорваться к пользователю сквозь другие посты и алгоритмы Facebook. Это привело к тому, что они стали публиковать намного больше материалов, продвигать свои посты за деньги. Пользователь всё чаще стал видеть публичные страницы в своих лентах.

 

Новые правила

В сентябре Facebook представил обновления алгоритма. В соцсети появились так называемые trending topics. Если Facebook видит, что при публикации пост собирает много лайков и комментариев, но через полчаса уже никому не интересен, это служит сигналом о том, что пост привязан к конкретному моменту и является трендовым. Например, пользователи делятся мнением, когда смотрят футбольные матчи или трансляцию обращения Владимира Путина. Подобные посты перестают появляться в ленте после того, как инфоповод потерял актуальность. Новый подход должен помочь соцсети конкурировать с Twitter, который занимает нишу публикаций в режиме реального времени.

Другое нововведение заключалось в том, что Facebook стал следить за темами, которые интересны человеку. Так, если он лайкает страницу политического деятеля и подобные посты, большая вероятность, что вся лента скоро будет состоять из таких новостей.

 

Эксперименты на людях

Чтобы лучше понять пользователя, Facebook всё время тестирует новые функции и проводит эксперименты. Недавно тест на психологическую эмоциональность при чтении френдленты вызвал шквал критики. Facebook удалял из новостной ленты одной группы англоязычных пользователей негативно окрашенные сообщения, а у другой — позитивные. Эксперимент показал, что настроение людей сильно зависит от новостной ленты. Сами пользователи возмущались, что на них поставили опыт, не спросив разрешения. 

В последнее время пользователи стали замечать всё больше видеоконтента в своих лентах. Они появляются от иностранных пользователей, которых, казалось бы, сложно даже обнаружить в ленте. Но, во-первых, Facebook заявлял, что хочет больше фокусироваться на видео, во-вторых, он пытается делать коммуникацию пользователя глобальной — ему показывают популярные посты не только друзей из России, но и всего мира. В марте соцсеть представила премиальную рекламу в видео. Возможно, продвижение формата — ещё один эксперимент компании, призванный выяснить, насколько людям интересны видео, как долго они их просматривают и прочее. Представитель Socialbakers пояснил The Village, что пользователи всё больше сами загружают видео на Facebook, а раньше в основном публиковали ссылки на YouTube.

«Мы проанализировали 20 000 страниц Facebook и более 180 000 видео в них за последние 12 месяцев. Количество публикаций видео удвоилось. Пользователи реагируют на них в 70 % случаев, что намного выше, чем взаимодействие с формами другого контента», — объяснил The Village Райан Хэтум из компании Socialbakers, которая анализирует соцсети.

Кроме этого, Facebook может вытаскивать важные материалы наверх. Так он действовал при президентских выборах в 2012 году, когда напоминал пользователям о том, что они должны проголосовать. Это произошло и в дни, предшествующие выборам в Конгресс: многие американские пользователи увидели в своих лентах приложение «I’m a voter».  

 

Как сделать так, чтобы ваш пост увидели

Чем больше шеров, лайков или комментариев собирает пост, тем больше пользователей замечают его. Так, если вы сами опубликуете комментарий под своим сообщением через какое-то время после публикации, он поднимется в ленте друзей. При каждом новом комментарии или лайке он будет отображаться в ньюзфиде тех, кому он, по мнению Facebook, должен быть интересен. 

Используйте правильное время для поста. Существует множество аналитических статей о том, в какое время лучше публиковать сообщение. Так, 10 утра является наиболее продуктивным временем — люди просыпаются, приходят на работу и проверяют свою ленту. 

Старайтесь публиковать информацию, которая попадает под определение «трендовой темы». Чем актуальнее пост, тем больше вероятность, что Facebook отправит его в ленты друзей.

используйте платное продвижение поста через функцию promoted post — это способ, который больше подходит для брендов, но может работать и для пользователей.

 

Как сделать так, чтобы вы видели
интересные посты

Обновите свой профиль. Можно избавиться от ненужных подписок на группы и тем самым сократить количество постов от брендов в ленте.

 Используйте инструменты фильтрации в ленте. Facebook предлагает оптимизировать свою ленту, создав список близких друзей (close friends), избавиться от постов малознакомых (acquaintance list), скрыть неинтересные публикации (hide post). 

Не лайкайте всё подряд. Чем чаще вы взаимодействуете с конкретными постами, тем больше вероятность того, что вы увидите похожие. Так, если вы подписаны на многие страницы, связанные с митингами и политикой, не надо жаловаться на то, что вокруг — одна политика. 

Добавьте информацию о себе. Facebook просит вас указать, «какую музыку вы любите», или спрашивает, «какой фильм вам нравится больше всего», не только для того, чтобы предлагать подходящую рекламу, но и новости в ленте. Соцсеть использует такие факторы, как возраст, пол, образование, локация, статус отношений, и другую публичную информацию для оптимизации ньюзфида.