Сегодня в крупных российских городах сложилась одинаково печальная социальная среда. Жители многочисленных спальных районов не знакомы и, более того, не поддерживают отношения со своими соседями. Городские территории буквально ни живы, ни мертвы с точки зрения внутреннего социального климата, интенсивности и характера социальных взаимодействий между жителями. Или, говоря проще, сегодня горожанам не хватает традиций добрососедства. Люди перестали общаться, помогать и доверять друг другу, и нужно вновь наладить утерянную коммуникацию. В этом месяце в Москве стартует Школа организаторов местных сообществ. О том, как решить проблемы спальных районов, на прошедших выходных рассказали её создатели Евгений Варшавер и Анна Рочева из РАНХиГС и Пётр Иванов из НИУ­ ВШЭ.

В Советском Союзе, по словам создателей школы, спальные районы работали как заводы по интеграции своих жителей в городскую жизнь и культуру. Существовал набор традиций и общих праздников, способствующих сближению жителей, — например, сохранившийся и сегодня обычай весенних субботников. Через мероприятия, знакомства, работу местных организаций район становился для новых жителей своим местом. Однако в 1990-е районные организации прекратили своё существование, и механизм перестал работать.

Это не единственная проблема современных спальных районов. По мнению социологов, районы не принадлежат своим жителям. Горожане не ощущают себя своими в тех местах, где живут. В российских спальных районах отсутствует идентичность. Кроме того, зачастую жители не знают, к каким должностным лицам или местным организациям они могут обратиться для решения своих проблем. Типичный случай: люди, обсуждая локальные проблемы, могут жаловаться, что они «и президенту уже писали», а проблема остаётся нерешённой. Но зачем писать президенту? Ведь, наверное, есть и другие, более очевидные, способы решения? Жители чувствуют себя беспомощными перед районными проблемами.

Всё это так или иначе отмечали разные группы специалистов, занимающихся изучением города. Для того чтобы понять, как именно нужно менять сложившуюся ситуацию, создатели школы обратились к зарубежному опыту. Оказалось, что жизнь городского района может быть перезапущена, но для этого нужен человек, готовый тратить на это свои силы и время. Такого человека принято называть организатором местного сообщества. Именно он, используя набор определённых методик, может сделать жизнь в районе приятнее и удобнее.

Один из главных инструментов формирования местных сообществ — осведомлённость о жизни района. Часто мы сталкиваемся с тем, что жители района просто не подозревают о существовании разнообразной инфраструктуры. Есть стереотип, что городские блага вроде спортивных объектов, галерей и театров в центре имеют ценность выше, чем их аналоги в отдалённых районах.
И с этим стереотипом нужно бороться, поскольку ничто не мешает локальной инфраструктуре конкурировать с инфраструктурой в центре. Бюджетные районные учреждения очень часто полагают, что коммуникация с жителями округи должна выстраиваться самим фактом существования учреждения. Некоторые работники удивляются, что единственная афиша, висящая в холле этого самого учреждения, не привлекает новых посетителей.

Например, любители настольных игр в районе Котловка не подозревают о том, что в местной библиотеке есть игротека, и узнать об этом им неоткуда, поскольку не хватает средств для общения внутри района. Осведомлённость помогает найти новые ресурсы. Однако задача организатора районного сообщества заключается не только в том, чтобы повышать собственную осведомлённость. Кроме того, организатор должен знакомить жителей района с его достопримечательностями и возможностями — например, посредством создания районных путеводителей и краеведческих клубов.

Организаторы сообществ работают с разными группами жителей, общественными пространствами района и районными средствами коммуникации — от местных газет и блогов до досок объявлений и бабушек у подъезда. Они должны уметь находить общие для жителей района темы: это могут быть и спорт, и настольные игры, и кулинария — в общем, всё, что не провоцирует конфликты. Организаторы должны не просто привлекать жителей к обсуждению районных событий и налаживать сети контактов между жителями, но и делать так, чтобы они работали без его участия.

Другой важной задачей организатора сообществ является помощь местным жителям в их собственных начинаниях. Это могут быть даже совсем простые акции, не требующие значительных вложений, — например, локальный кинотеатр под открытым небом. А если в борьбе за местный лес толкиенисты проиграли владельцам собак, то любителям фэнтези стоит помочь найти новое пристанище. Кроме того, необходимо повышать символическую ценность района в глазах его жителей. Для этих целей отлично подходит создание локальных арт-объектов.

Кроме того, в спальных районах организатор сообщества должен продумать, как интегрировать в локальное сообщество мигрантов, зачастую плохо говорящих по-русски. Местные жители и мигранты почти не общаются, но любой бытовой конфликт между ними грозит перейти в межнациональную массовую драку. Эксперимент, проведённый социологами РАНХиГС в Капотне, показал, что для того, чтобы наладить общение женщин района, можно организовать несколько соседских обедов, на которых они будут готовить еду, делясь друг с другом рецептами национальной кухни. Процесс совместной деятельности и поиска общих интересов оказывается эффективнее различных дней дружбы народов, которые не помогают понять друг друга и начать диалог.

В школе организаторов местных сообществ студенты познакомятся со всеми указанными инструментами, а потом займутся собственным проектом создания районного сообщества под руководством преподавателей. Первые занятия начнутся в конце мая.