Пять месяцев назад, 10 марта 2015 года, Александр Кибовский занял пост руководителя департамента культуры Москвы. Он сменил ушедшего по собственному желанию Сергея Капкова. Далеко не все восприняли такую перестановку с энтузиазмом: Капкова называли самым популярным и человечным из чиновников столичной мэрии.

«При Капкове такого не было» — такую фразу всё чаще можно встретить в отношении культурной политики Москвы. Но вернее было бы сказать, что «при Капкове было другое»: руководство столичного департамента культуры сворачивает прошлые проекты и отсекает подведомственные организации, которые их реализовывали. Пока последствия этих процессов неочевидны, но неизвестно, как они скажутся в дальнейшем. The Village изучил первые шаги нового главы департамента культуры и попытался понять, как изменится Москва под началом Александра Кибовского.

 

О распилах

«Александр Кибовский — опытный руководитель. Я очень надеюсь, что он будет следовать установленному мной курсу, но он вправе его и изменить. Одно дело — охранять памятники, а другое дело — заботиться, охранять и развивать людей. Это две разные профессии, и я очень надеюсь, что эту вторую профессию он освоит», — так прокомментировал назначение бывшего главы Росохранкультуры Александра Кибовского Сергей Капков.

Курс прежнего главы департамента культуры был известен всем: парки, велосипедизация, ставка на креативный класс. «Капкова нежно все любили, к нему относились как к своему парню, фотографировались с ним. Всем нравилось с ним работать, несмотря на его сложность и спонтанность. Вспомните его знаменитые цитаты вроде „подними жопу и иди работай“ — он пытался воспитывать молодое поколение, которое не просто сидит на заборе. Он дал людям веру в то, что любой их проект может воплотиться», — рассказывает один из сотрудников департамента культуры.

 

На крупное массовое мероприятие выделялось 10 миллионов. 6 миллионов рублей где-то там оседали, но и на оставшиеся 3,7 миллиона можно было сделать очень крутой праздник

Несмотря на популярность Капкова, после отставки на него обрушился шквал критики. «Я не сторонник самоутверждения путём обвинения предшественника», — сказал только что назначенный руководителем департамента культуры Кибовский на заседании комиссии Мосгордумы. И тут же заговорил о том, что у Москонтроля большие вопросы к контрактам департамента на сумму 4,3 миллиарда рублей, заключённым при Капкове.
В скором времени Кибовскому пришлось объясняться и говорить, что его неправильно поняли и к Капкову никаких вопросов нет. Ни о каких расследованиях трат при предшественнике Кибовского более не упоминалось.

Бывшие и нынешние сотрудники подведомственных учреждений с иронией относятся к заявлениям о распилах бюджетов в департаменте. «Внутри отдела мы постоянно шутили, что делаем мероприятие за треть его стоимости, — рассказывает один из них. — На крупное массовое мероприятие выделялось 10 миллионов. 6 миллионов рублей где-то там оседали, но и на оставшиеся 3,7 миллиона можно было сделать очень крутой праздник. Когда ты видишь, что бюджет праздника варенья — 30 миллионов рублей, — это *** (ужас. — Прим. ред.)».

О наследии Капкова

«Тех, кто придёт после, я прошу помнить, что наш заказчик — горожане, а не начальники. Прислушайтесь к ним, и вы поразитесь, насколько легко приходят правильные решения», — написал Сергей Капков после своего ухода. Неизвестно, рассчитывал ли Капков, что его курс будет продолжен, но за последние пять месяцев его наследие претерпело существенные изменения.

Велодорожки — одна из прямых ассоциаций с фамилией бывшего главы департамента. В его полномочия не входило строительство велопарковок и прочей инфраструктуры, но вместе с департаментом транспорта они работали над общей концепцией велосипедизации. «Капкову это было интересно, он хотел быть таким европейским, — рассказывает один из сотрудников департамента, занимавшийся велосипедной тематикой. — Но больше департамент культуры никак не связан с велосипедами. Департамент транспорта забрал их себе. Наверное, это передел интересов».

«Когда ты видишь, что бюджет праздника варенья — 30 миллионов рублей, — это ***». Изображение № 1.

Департамент культуры действительно отошёл от велосипедной тематики: они отказались от проведения крупного мероприятия «Велобульвар», ежегодной премии «Золотая педаль», Russia BMX Awards, были отменены многие велофестивали. Подведомство, которое занималось велосипедами, было исключено из состава департамента и передано в другой — связанный не с культурой, а скорее с политикой.

Сотрудники департамента говорят, что такая же судьба постигла (или ждёт в скором времени) и других. «Многие подведомственные учреждения сократили и расформировали. Департамент культуры оказался на отшибе. Парки развиваются по инерции. Парку Горького, например, не нужны особые вливания, он самодостаточен. Там много внутренней инфраструктуры — те же киоски с едой, которая стоит немерено и платит огромную аренду. Департамент словно отстраняется от всего».

4 июля в парке 50-летия Октября был запланирован «Бадюк-фест» — мероприятие, посвящённое здоровому образу жизни. На фестивале должен был состояться концерт с крайне одиозным составом из правых, националистических групп вроде «Русского стяга» и «Миши Маваши». Песни некоторых участников концерта и вовсе были занесены в список экстремистских материалов. Странное мероприятие бросило тень на департамент культуры Москвы. «Бадюк-фест» активно обсуждали, но все, кто мог нести ответственность за оплошность, быстро открестились от происходящего в комментариях The Village. В итоге «Бадюк-фест» прошёл без песен о солнечном Коловрате и благополучии белых людей.

 

О новой программе

«В первый день работы Кибовского тех, кто пришёл на работу позже 8 утра, просто не пустили в здание. Не пустили и тех, у кого не было пропусков, — рассказывает сотрудник ведомства. — Департамент был самым весёлым и хипстерским при Капкове. Но сейчас уже нет: хипстеры не могут работать с 8 утра. Теперь на одном из этажей стоит большой телевизор, который закольцованно крутит видеоролики с Кибовским. Атмосфера напряжённая, многие думают уходить. Капков был лидером, а когда лидера нет, люди сгорают.
К наследию Капкова Кибовский относится с презрением. Может быть, это громкие слова, но мне кажется, что его страшит сравнение с Капковым. Дотянуть до него он не может и занимается самозакапыванием в бумажки. Был человек, которого все обожали. А теперь ты на его месте — и борешься с его призраком».

Бывший глава Росохранкультуры, председатель московского отделения Российского военно-исторического общества и единственный кандидат наук, прошедший срочную службу в армии, Кибовский действительно не похож на своего предшественника. Ещё на выступлении в Могордуме он раскритиковал недисциплинированность и безалаберность департамента, неисполнение указов мэра. Кибовского описывают как человека отчётности, который вряд ли позволит просрочить выполнение целых 23 поручений мэра.

Теперь на одном из этажей стоит большой телевизор, который закольцованно крутит видеоролики с Кибовским

«В прошлом году День молодёжи прошёл со стотысячной толпой в Сокольниках с шикарным концертом. В этом году День молодёжи чёрт знает как прошёл, — продолжает сотрудник департамента. — Видимо, это не приоритет.
А приоритет — приходить на работу вовремя. Раньше было понятно, на какую аудиторию работает департамент, — креативный класс. К сожалению, сейчас никто не сможет дать ответ на этот вопрос, потому что этого ответа просто не существует».

Можно сказать, что ведомство переживает период затишья, а упоминания о Кибовском и его деятельности крайне скудны (из последнего — открытие Международного фестиваля цветов). На сайте госзакупок департамент культуры представлен скромно: всего три конкурса общей стоимостью в 4 миллиона рублей. Один из них — фестиваль для инвалидов «Мир стал заманчивей и шире…» в рамках программы социальной поддержки жителей Москвы. На него планируется потратить 1,5 миллиона рублей. Почти миллион рублей уйдёт на проведение международного конкурса молодых артистов оперетты «ОпереттаLand-2015». Оставшиеся 1,5 миллиона рублей департамент планирует потратить на лотки для ручек, подставки для бумаг и печатей и «аналогичное металлическое офисное и канцелярское оборудование».

Все собеседники The Village затрудняются сказать, в чём заключается новая идеология департамента, каковы его стратегические цели и чего пытается добиться Александр Кибовский, кроме дисциплины в рядах своих сотрудников.
В то же время источники в ведомстве рассказывают о целом ряде готовящихся осенью отставок и назначений директоров театров, музеев и других учреждений. Возможно, после этого новая культурная политика приобретёт более внятные очертания.

   

Фотографии: обложка – Сергей Савостьянов / ТАСС, 1 – Иван Анисимов