В конце 2014 года открылась скоростная трасса М-11 «Москва — Санкт-Петербург»: сперва заработал объезд Вышнего Волочка, а затем и отрезок около Химок. Именно второй участок — с 15-го по 58-й километр — всего пару лет назад был в центре общественного внимания. Жители Химок встали на защиту леса, который новая трасса должна была разрезать на две части. Противостояние вокруг Химкинского леса началось ещё в 2007 году — с общественными акциями, дежурствами в лесу, борьбой с бульдозерами, нападениями на активистов и их арестами. 22 августа 2010 года на Пушкинской площади даже прошёл пятитысячный митинг в защиту леса, после которого президент Дмитрий Медведев поручил правительству приостановить строительство скоростной дороги. Правда, уже в декабре стройка возобновилась.

Спустя пять лет после событий августа 2010 года лидер протестов Евгения Чирикова живёт в Эстонии, а скоростная трасса готовится стать платной. The Village спросил у бывших защитников Химкинского леса, как им живётся рядом с открывшейся магистралью и пользуются ли они ею после всего, что было.

 

   

Пять лет спустя: Защитники Химкинского леса — о скоростной трассе Москва — Санкт-Петербург. Изображение № 1.

Александр Глибин

защитник Химкинского леса 

Я принимал участие в борьбе за сохранение леса с 2007 по 2013 год. Я живу недалеко от лесного массива, и мне было бы удобнее, чтобы его сохранили. Теперь, чтобы туда попасть, приходится идти по тоннелю: дорога разрезала лес на две части. Стало труднее дышать, а в самом лесу слышен гул машин. Кроме того, рядом с трассой начали строить высотные дома. Раньше там была деревня, а теперь её методично застраивают. Никакого особого возмущения по поводу новой дороги в городе нет. Пока денег за проезд не берут, автомобилисты говорят, что им удобно по ней ездить, но пространство, где можно погулять, конечно, сузилось.

Пять лет спустя: Защитники Химкинского леса — о скоростной трассе Москва — Санкт-Петербург. Изображение № 2.

 

Даниил

защитник Химкинского леса, пожелал остаться неизвестным

Проект предполагал полную вырубку леса под строительство жилых комплексов и складов, но, благодаря нашим действиям, этого не произошло. Я не пользуюсь трассой, поскольку на неё, слава богу, нет въезда в Химках — хотя его, скорее всего, сделают, когда запустят в действие строящиеся бизнес-центры. После того как часть леса вырубили, чувствуется кислородное голодание: даже в Москве воздух чище, а ведь раньше Химки считались лёгкими столицы. Теперь, видимо, всё наоборот. Местные жители до сих пор переживают за лес с его обитателями: лосями, зайцами и лисами. Местному населению нужен лес, а не трасса, но найдутся и те, кто за строительство магистрали.

Пять лет спустя: Защитники Химкинского леса — о скоростной трассе Москва — Санкт-Петербург. Изображение № 3.

 Пять лет спустя: Защитники Химкинского леса — о скоростной трассе Москва — Санкт-Петербург. Изображение № 4.

Сергей Агеев

защитник Химкинского леса

Я принимал участие в защите Химкинского леса с первого до последнего дня. Трасса ужасна, но мы это всегда говорили — была даже проведена независимая экспертиза, которая всё разложила по полочкам. Так что ничего нового нет: лес рассечён, фрагментирован, эти фрагменты в ближайшие годы деградируют, уникальное болото погублено, как и вся экология в районе. Воздух около трассы очень плохой, и, если идти вдоль обочины, дышать становится тяжело. Вокруг пыль и гул на сотни метров. Но мы — солдаты, потерпевшие поражение. Мы хотя бы сделали всё, что могли, а вот пассивному населению с этим жить. Трассой я не пользуюсь и никогда пользоваться не буду из принципа. Ни одной моей копейки они не получат.

Пять лет спустя: Защитники Химкинского леса — о скоростной трассе Москва — Санкт-Петербург. Изображение № 5.

 Пять лет спустя: Защитники Химкинского леса — о скоростной трассе Москва — Санкт-Петербург. Изображение № 6.

Дмитрий Мышкин

житель Химок

Я не защищал Химкинский лес, но то, как трассу построили, меня не устраивает. Дорога прошла прямо через наш Левобережный микрорайон, и он оказался полностью отрезанным от цивилизации. Из района нет выезда на трассу, мы должны выезжать на неё через кольцевую дорогу и Ленинградское шоссе. Мы не бузотёры, поддерживаем Владимира Путина и говорим, что трасса нужная, но она сделана кривыми чиновничьими руками. Когда М-11 только открылась и нам закрыли проезд на Зелёную улицу, люди чуть дорогу не перекрыли, требуя исправить ошибки. Мы хотим, чтобы этот заезд вернули, установили шумозащитные экраны на МКАД и съездах и сделали пешеходный переход к будущей станции метро.

   

фотографии: Наталья Шавкунова