На Балтийском заводе в Петербурге продолжается строительство плавучей атомной электростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» — проект, который продолжает вызывать вопросы у горожан и экологов.

В феврале 2017 года Ростехнадзор в ответе на запрос Гринписа России подтвердил, что в черте города будут произведены загрузка топлива и запуск реакторов энергоблока. 15 марта депутат Законодательного собрания от «Яблока» Михаил Амосов предложил отправить губернатору Георгию Полтавченко запрос о целесообразности строительства станции, однако парламент не поддержал эту инициативу. В конце марта Гринпис начал сбор подписей под петицией с требованием остановить запуск АЭС. На сегодняшний день обращение подписали более 6 тысяч человек.

Активисты не ограничились размещением петиции в интернете и провели акцию протеста у «Академика Ломоносова». В конце апреля они подплыли к ПАТЭС на надувной лодке и развернули плакат с надписью «Нет плавучему Чернобылю». Позднее представитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предложил ввести на строящейся АЭС режим постоянного государственного надзора.

The Village поговорил с независимыми экспертами и выяснил, зачем нужна плавучая атомная электростанция, почему ее разместили на Балтийском заводе и насколько опасен запуск ПАТЭС в черте города с населением свыше 5 миллионов человек.

Зачем нужен «Академик Ломоносов»

Проект плавучих атомных электростанций разрабатывает российская корпорация «Росатом». ПАТЭС могут использоваться для получения энергии и опреснения морской воды. Мощность плавучих реакторов меньше мощности стационарных АЭС, они подходят для использования в отдаленных и труднодоступных районах. Стоимость традиционных видов энергии в таких регионах слишком высока, тогда как себестоимость производства электроэнергии на ПАТЭС приблизительно равна оптовым ценам на электроэнергию в Центральной России.

«Академик Ломоносов», в частности, будет работать в городе Певек на Чукотке, где уже начали строительство необходимой инфраструктуры. Ожидается, что энергоблок установят в чукотском порту в 2019 году. ПАТЭС важна для региона, поскольку в 2019 году начнется вывод из эксплуатации Билибинской АЭС — единственной атомной электростанции мира, расположенной в зоне вечной мерзлоты. В дальнейшем использовать плавучие АЭС планируют на Камчатке, Таймыре и в других труднодоступных регионах России.

В «Росатоме» считают, что проект плавучих энергоблоков может быть интересен и другим странам — островным государствам и странам с труднодоступными территориями. В разные годы переговоры о строительстве ПАТЭС велись с властями Китая и Кабо-Верде. «Академик Ломоносов» должен стать тестовой станцией, после запуска этой АЭС проект будут оптимизировать и делать серийным. В прошлом веке плавучие ядерные реакторы использовались в США на Панамском канале, однако затем от проекта отказались из-за высокой стоимости последующей утилизации.

Почему ПАТЭС разместили на Балтийском заводе

В 2006 году тендер на строительство «Академика Ломоносова» выиграло предприятие «Севмаш» из Северодвинска, затем «Росатом» передал заказ на Балтийский завод в Санкт-Петербург. «Здесь, на Балтийском заводе, мы должны делать конкурентоспособную продукцию, с которой сможем выходить на международный рынок. Нам говорят: покажите образец. Хотим потрогать его руками и готовы сделать после этого заказ на приобретение такой АЭС», — заявил в 2009 году тогдашний глава «Росатома» Сергей Кириенко.

Одной из причин этого решения стали разногласия между корпорацией и предприятием по части сроков и стоимости работ. Свою роль сыграло и то, что задействованные в проекте компании базируются в Петербурге. Конструированием блока занимается ЦКБ «Айсберг», расположенное на Васильевском острове, генеральным проектировщиком стало петербургское ЗАО «Атомэнерго».

Строительство плавучей АЭС на Балтийском заводе объясняется еще и тем, что в Петербурге есть вся необходимая инфраструктура и специалисты, имеющие большой опыт в атомном судостроении.

Чего опасаются экологи

­­­­Представители экологических организаций считают, что запуск реактора ПАТЭС в черте города представляет опасность для жителей Петербурга. По их мнению, плавучая электростанция более уязвима для различных угроз, чем стационарная.

Активисты Гринписа полагают, что строительство «Академика Ломоносова» на Балтийском заводе противоречит действующему законодательству: плавучая АЭС еще не получила лицензии на эксплуатацию, а к любым объектам использования атомной энергии предъявляются строгие требования. Эти требования невозможно исполнить на Балтийском заводе, утверждает руководитель проекта энергетической программы Гринписа России Рашид Алимов.

«К примеру, в радиусе пяти километров от объектов использования атомной энергии все население должно быть обеспечено фильтрующими противогазами и респираторами, должна быть предусмотрена экстренная (в течение четырех часов) эвакуация населения в безопасные районы», — пояснил он.

Случались ли аварии на атомоходах

Опасения экологов небезосновательны: по крайней мере, случаи аварий были: на 100 % гарантировать, что подобного не случится, не может, конечно, никто. На сайте Гринписа России опубликована информационная записка о происшествиях, связанных с судовыми реакторами. Авторы документа перечислили более 100 различных нештатных ситуаций, произошедших по всему миру с 1954 по 2000 год. Некоторые происшествия привели к серьезным последствиям.

Так, в 1970 году на заводе «Красное Сормово» в Горьком (Нижний Новгород) произошла авария подводной лодки К-320. При проведении гидравлических испытаний реактор судна запустился и частично разрушился. В результате аварии погибли 12 рабочих, более тысячи человек были облучены, а радиоактивную воду сбросили в Волгу.

Еще одна крупная авария случилась в бухте Чажма в 1985 году. На подлодке К-431 производилась перезарядка активных зон реакторов, работы проходили с нарушениями требований безопасности. Рядом с судном на высокой скорости прошел торпедный катер, поднятая им волна привела к взрыву. В результате этого инцидента погибли 10 офицеров и матросов. Более 200 человек подверглись повышенному излучению.

Почему эксперты при этом считают, что риск минимален

Специалисты в области атомной энергетики уверены, что при соблюдении норм эксплуатации риски аварии и нештатных ситуаций минимальны. Как отметили опрошенные The Village эксперты, отсутствие лицензии на эксплуатацию является нормой для текущей стадии работ. После завершения строительства на объект приедет государственная комиссия, в состав которой войдут и экологи.

Эксперты также отмечают, что «Академик Ломоносов» не относится к самым опасным категориям радиационных объектов. «В нашем нормативном документе ОСПОРБ 99/2010 есть такая глава: «Классификация объектов по потенциальной радиационной опасности». Там есть четыре категории. Первая — когда авария приведет к радиационному воздействию на население и потребует мероприятий по его защите. Вторая — санитарно-защитная зона в радиусе до одного километра от объекта. Третья — санитарно-защитная зона на самом объекте (в нашем случае — на Балтийском заводе или отдельных его территориях). И четвертая — санитарно-защитная зона в пределах одного помещения. Категория потенциальной опасности устанавливается на стадии проектирования и согласуется с Госсанэпиднадзором. Плавучая АЭС, по всей видимости, будет отнесена к четвертой категории, самой безопасной», — говорит бывший сотрудник проектного института «ВНИПИЭТ», специалист ФЦНИВТ СНПО «Элерон» Александр Борисенко

Успокоительным кажется и тот факт, что на Балтийском заводе с реакторами работают давно и без особых проблем. Как говорит директор Центра энергосбережения и энергоэффективности, экологического и энергетического аудита Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Леонид Примак, все атомные ледоколы СССР и России строились именно в Петербурге: «Сейчас вот у стенки завода достраивается самый большой атомный ледокол мира „Арктика-2“. На ледоколах новых поколений серьезных аварий с радиоактивным заражением не было. Опыт накоплен огромный, подготовка специалистов в этой сфере ведется самым жестким образом. Почему проблемы должны возникнуть именно сейчас и именно на плавучей атомной электростанции?».

По оценкам эксперта, плавучая АЭС гораздо меньше по размерам, массе и мощности, чем уже построенные на заводе и успешно эксплуатируемые ледоколы. Так что никаких новых рисков работа над «Академиком Ломоносовым» не несет — с этими рисками Петербург живет давно, десятилетиями.


Фотографии: обложка – Пресс-служба Балтийского завода, 1, 2 – Greenpeace