В эту субботу Москву затопило: после сильного дождя вода скопилась на многих столичных улицах. По некоторым районам города – например, в Хохловском переулке — можно было проплыть в буквальном смысле слова. Синоптики говорят, что на выходных в столице был побит рекорд 1933 года по количеству осадков. А уже сегодня глава счётной комиссии Госдумы Александр Агеев попросил Генпрокуратуру проверить эффективность трат московских властей на водоотведение. Депутат считает, что на развитие соответствующих объектов инфраструктуры выделено несколько миллиардов рублей. The Village узнал у экспертов, почему сильный дождь привёл к городскому потопу. 

   

Она утонула: Почему на выходных затопило Москву. Изображение № 1.

Игорь Пергаменщик 

пресс-секретарь заместителя мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства 

Причиной потопа в Москве стали тропические дожди. Синоптики готовы подтвердить, что выпадение такого количества осадков — это аномальная ситуация. Побит давний рекорд. Вы видите, какой у нас климат? То одно аномальное явление, то другое. Если вы выльете в раковину три ведра воды, то где эта вода окажется, даже если канализация не засорена? На полу, потому что ваша раковина не справится. Так что город с этой ситуацией, безусловно, справился, мы задействовали большое количество людей и техники. Все последствия давно устранены.

Ливневая канализация строится по математическим расчётам. И если в нашем регионе, по прогнозам, должно выпасть определённое количество осадков, то инфраструктуру создают для течения определённого диаметра. Если строить канализацию большего диаметра, она будет заиливаться, в ней будет скапливаться ил. Канализации в городе вполне достаточно. На случай аномального выпадения осадков дежурит почти 300 единиц спецтехники.

   

Дмитрий Гордеев

эксперт Фонда «Институт экономики города»

Потоп в Москве — это, конечно, проблема инфраструктуры. И если раньше таких дождей не было, а климат меняется, то это надо учитывать. Возможно, инфраструктура требует модернизации и реконструкции. Обязанность муниципалитета и города — обеспечить нормальное функционирование транспорта. Я не знаю, на что конкретно тратили бюджетные деньги, но если эти инвестиции не принесли результата, значит, деньги были потрачены на непроработанные в инженерном плане решения. Или, может быть, подрядчик выполнил свою работу недобросовестно, а городские власти это не проконтролировали. Понятно, что город не может успеть сделать всё и везде, но есть узловые точки с одними и теми же проблемами, и их надо решать. А если эти проблемы возникают снова и снова, это вина города. 

    

пресс-служба Российской организации водоснабжения и водоотведения

Ливневая канализация рассчитана на приём даже аномально большого количества дождевого стока. Однако почти во всех городах России эта инфраструктура находится в крайне плохом состоянии: забита мусором и землёй. Засорение происходит в том числе из-за неправильной установки бордюров, а также из-за укладки дорог, во время которой не предусматривают создание системы отлива стока. Ливневая канализация находится в ведении муниципалитета; её обслуживанием, модернизацией и развитием занимается местное самоуправление. Как правило, средств на очистку этого оборудования у муниципалитета нет. Кроме того, местным властям часто не хватает компетенции, чтобы заниматься этой проблемой. Транспортировка воды — это сложный и масштабный коммунальный комплекс, который должен находиться в ведении региональной и федеральной власти. Кстати, Москва в этом вопросе — исключение. Здесь есть специализированная организация, которая занимается ливневой канализацией, — Мосводосток.

   

ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА: Анна Деспоташвили

Обложка: Free Wind 2014 / Shutterstock.com