Уже неделю в Лосиноостровском районе Москвы продолжается скандал. Местные жители противостоят строительству храма в парке «Торфянка», инициированному РПЦ и городским правительством. Проект будущей церкви — часть противоречивой программы «200 храмов», по которой с 2010 года в городе было построено 14 новых церквей, а РПЦ получила в пользование 143 земельных участка. Не везде подобные стройки обошлись без протестов, а на северо-востоке Москвы кризис вылился в открытое противостояние местных жителей и православных активистов. Защитники парка, разбившие для круглосуточной вахты палаточный лагерь, указывают, что возведение церкви незаконно: общественные слушания по строительству храма были проведены со значительными нарушениями. The Village узнал, чего хотят обе стороны конфликта в парке «Торфянка». 

   

Не место для храма: Как жители северо-востока Москвы протестуют против строительства церкви в парке. Изображение № 1.

Сергей Атаманенко

местный житель, противник стройки

Нам бы не хотелось, чтобы в парке был храм: это колокольный звон, отпевания и свадьбы. Расстояние до ближайшего дома — менее 100 метров. Каково здесь будет жить людям? На сколько упадёт стоимость их квартир? В парке должны быть деревья и трава, максимум — детские площадки. Парк — это озеленённая территория общего пользования неограниченного круга лиц, но после строительства храма он станет местом для строго ограниченного числа лиц. Сперва они построят временный храм на несколько сотен человек, а потом начнётся захват территории — для школы, трапезной и парковки. Не избежать вырубки деревьев и уничтожения газона.

Кроме того, мы не принимали участия в общественных слушаниях. Они прошли в январе 2012 года — там якобы присутствовали местные жители и все они проголосовали за строительство храма. Нас об этом мероприятии даже не известили. Нарушения мы сейчас оспариваем в суде. Но это не помешало строителям на прошлой неделе начать здесь работы: они срыли газон, завезли песок, разровняли его и привезли несколько мешков с цементом. Вечером 19 июня в парке собрался стихийный митинг, а его участники — около 300 человек — решили установить палатки и высадить деревья вдоль забора. Так мы блокируем въезд строительной техники. Ежедневно в парке дежурят местные жители, к вечеру собирается толпа из 200 человек, некоторые остаются на ночь и сидят здесь на стульях до утра.

Охраняет стройку организация «Сорок сороков», в неё входят молодые спортивные люди, которые могут применить грубую физическую силу. С ними уже были стычки, одному из наших активистов поцарапали капот машины. На этой неделе в парк попытались завезти строительные материалы на легковой машине. Она стала проезжать через пешеходный вход, но там её ждала живая цепь из людей. Водитель автомобиля попытался прорваться, задел одну из девушек, испугался и скрылся. Когда ГИБДД приехала составлять протокол, оказалось, что машина в угоне. То есть высоконравственные люди из церкви пользуются услугами неизвестных людей.

   

Иван Медведев

юрист, противник стройки

По Генплану Москвы парк относится к природным и озеленённым территориям общего пользования, а также к зоне охраняемого природного ландшафта. Строить там нельзя вообще ничего. Чтобы получить на это разрешение, нужно утвердить проект планировки территории, а для этого — провести публичные слушания. В нашем случае они прошли кулуарно, с участием 50 человек, без оповещения местных жителей. По их итогам правительство Москвы приняло постановление о проекте перепланировки территории. Этот документ изменил границы парка, и кусок его территории отвели на строительство храмового комплекса. В суде мы оспариваем проведение кулуарных публичных слушаний. Бабушкинский суд нам отказал, но Мосгорсуд это решение отменил и вернул дело на пересмотр.

По проекту храма, который получил прокурор, здание должно быть большим, с пристройкой. Однако застройщик утверждает, что постройка будет временная, деревянная. Для возведения большого храма нужно разрешение на капитальное строительство. Возможно, сначала они возведут что-то небольшое, а уже потом будут его получать.

Не хотелось бы, чтобы ситуация в «Торфянке» подавалась как протест против храма, это неправильно. Это протест против того, что местный вопрос решён без учёта мнений жителей. Активисты тут разные, и в основном это люди, которые выступают против любого строительства в парке.

   

Не место для храма: Как жители северо-востока Москвы протестуют против строительства церкви в парке. Изображение № 2.

Павел

местный житель, защитник стройки 

Строительство началось в четверг на прошлой неделе, сейчас мы делаем фундамент. Стройка — законная, все необходимые разрешения есть. Из управления полиции сюда приезжал полковник, который сказал, что строительство законно. Кроме того, возведение храма одобрили на слушаниях местные жители. Информация об этой стройке есть в группе «ВКонтакте» «Сорок сороков». Со всей Москвы сюда приходят люди, которым близки православные ценности и которые хотели бы нам помочь.

Люди, выступающие против решения о строительстве храма, мешают стройке и не пропускают технику. Они протестуют по разным причинам. Есть идейные — они вообще против храма, есть собачники, которые хотят, чтобы на этой полянке гадили собаки, есть проплаченные люди от «Яблока» и КПРФ. Но есть и обманутые: они думают, что территория храма будет в дальнейшем расширяться до двух гектаров. Эти люди показывают нам недостоверные документы о том, что здесь будет подземная парковка на 500 мест, а батюшка откроет свечной завод.

Первые два дня атмосфера была очень накалённая, некоторые протестующие начинали истерически кричать, а мы стояли молча. Защищает стройку организация «Сорок сороков».  Это православное объединение, молодые люди, которые хотят изменить страну в лучшую сторону своими милосердными делами. Больше нам никто не помогает.

   

Не место для храма: Как жители северо-востока Москвы протестуют против строительства церкви в парке. Изображение № 3.

Кирилл

Патриарх Московский и всея Руси, занимает нейтральную позицию

Узнав о нарастающей напряжённости вокруг проекта строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Осташковском проезде, прошу всех — и сторонников, и противников постройки храма в этом месте — к отказу от конфронтации и к мирному, цивилизованному урегулированию всех противоречий.

Знаю, что храм в Лосиноостровском районе Москвы очень нужен многим местным жителям, которых поддерживает православная общественность. Благодарен за эту поддержку — в случаях, когда она оказывается мирным и законным образом.

Знаю и то, что некоторые живущие в районе люди, также при поддержке общественных организаций, высказывают возражения против проекта, в том числе оспаривая результаты общественных слушаний по проекту строительства храма в данном месте. В настоящее время, после отказа в соответствующем иске на уровне Бабушкинского районного суда, вопрос рассматривается Московским городским судом.

В этих условиях полагал бы правильным дождаться судебного решения. Призываю православных верующих в эти дни не приходить на предполагаемое место строительства храма, чтобы избежать провокаций, а тем более столкновений с противниками строительства храма. Для мирного разрешения ситуации прошу противников возведения храма также покинуть упомянутое место. Надеюсь, что все существующие разногласия будут преодолены в правовом поле.

   

Помощь в подготовке материала: Илья Комков