Премьер-министр Украины Арсений Яценюк объявил, что страна вводит запрет на полёты через своё воздушное пространство для всех российских авиакомпаний. В то же время в Росавиации сочли эту меру неактуальной. В ведомстве отметили, что «после катастрофы под Донецком абсолютное большинство российских авиакомпаний отказалось в целях безопасности от выполнения транзитных полётов через воздушное пространство Украины». Тем не менее пассажиры волнуются — не повлияет ли решение украинских властей на стоимость билетов и время полётов? The Village задал этот вопрос трём экспертам рынка.  

   

Янис Дзенис

PR-директор компании Aviasales

Когда российский самолёт летит над территорией Украины, он уже выходит на значительно меньший расход топлива, чем при взлёте и посадке. То есть теоретически 20-минутный облёт не должен значительно увеличить расходы авиакомпании и повлиять на стоимость авиабилетов. 

Также и закрытие неба над ДНР и ЛНР и крюк, который авиакомпаниям приходилось делать после крушения «Боинга MH17», никак не повлияли на стоимость перевозки.

   

Анатолий Ходоровский

заместитель генерального директора ИК «Регион»

На стоимость билетов это не должно существенно повлиять. «Аэрофлот», например, уже давно облетает Украину, и практически никто этого не заметил. Если вы полетите в Рим, то Alitália, которая летит над Западной Украиной, будет лететь всего на 20–25 минут меньше, чем «Аэрофлот», который облетает её над Белоруссией. 

Второе: над Украиной летает сейчас очень небольшое количество российских воздушных судов. Остались только чартерные рейсы и S7, для которой с этой точки зрения чувствительны полёты в Кишинёв и Софию. Но, опять же, проблемы могут быть только со слотами и прокладыванием маршрута. 

Ясно, что облёт — это дополнительные затраты времени и, соответственно, топлива. На его долю в себестоимости авиакомпаний приходится примерно треть. Но сейчас нефть стоит не 120 долларов за баррель, а 45. И это не столь чувствительно для экономики авиакомпаний. Сложности были бы при дорогом авиакеросине. Сейчас времена дешёвого топлива, и любые авиакомпании запросто могут пойти на облёт, если есть коммерческая заинтересованность в этом направлении. Так что запрет никак не скажется на затратах пассажиров. Повторюсь, что самый крупный наш международный перевозчик — «Аэрофлот» — давно облетает Украину, но этот фактор на ценах не сказывается. 

Похожие ситуации в современной истории были. В 1990-х годах, когда «Кипрские авиалинии» вынуждены были облетать Турцию, их путь из России занимал на час дольше, чем у «Трансаэро», но это не мешало их конкуренции.