В среду, 25 мая, стало известно, что Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и Государственный центр современного искусства (более известный как ГЦСИ) объединяют в единую структуру. Новая организация создаётся на базе РОСИЗО, и руководить ею будет нынешний глава этого центра Сергей Перов. Гендиректор ГЦСИ Михаил Миндлин должен будет оставить свой пост.

За слияние структур выступает министр культуры России Владимир Мединский. По его словам, сейчас РОСИЗО и ГЦСИ фактически дублируют друг друга. РОСИЗО, появившийся в 1959 году, занимается разработкой и реализацией выставочных проектов по заказу государства и коммерческих структур. А ГЦСИ Минкультуры учредил в 1992 году для того, чтобы развивать современное российское искусство и формировать его образ за рубежом. Вместе с Минкультуры ГЦСИ является учредителем ежегодного конкурса в области современного визуального искусства «Инновация» и Московской международной биеннале молодого искусства. У центра разветвлённая сеть представительств в разных регионах России.

The Village поговорил с руководителями РОСИЗО и ГЦСИ и бывшими сотрудниками организаций и узнал, чего ждать от единого центра современного искусства.


Сергей Перов

глава РОСИЗО, будущий руководитель объединённой организации

РОСИЗО с 1959 года занимается масштабной выставочной деятельностью, и в наших фондах около 40 тысяч произведений искусства ХХ века. ГЦСИ — это государственная институция с семью филиалами в крупных региональных центрах страны и коллекцией современного искусства, насчитывающей более 4 700 единиц. РОСИЗО и ГЦСИ — государственные многопрофильные институции, задачи которых сходны: реализация масштабных выставочных проектов в партнёрстве с ведущими мировыми культурными учреждениями, интеграция российского искусства в международный культурный контекст, сотрудничество с российскими и международными институциями, художниками, кураторами, теоретиками и критиками в сфере современного искусства, в том числе медиаискусства, осуществление собственных образовательных и издательских программ.

Объединение усилий РОСИЗО и ГЦСИ очевидно позволит реализовать эти задачи художественно полнее, организационно масштабнее и экономически выгоднее для страны. Новое РОСИЗО становится единым центром сотрудничества с современным искусством всех видов. Центр будет осуществлять партнёрство с фестивалями, культурными форумами, биеннале.


Михаил Миндлин

бывший руководитель ГЦСИ

Решение принято, что теперь после драки кулаками махать. На мой взгляд, если говорить об объединении, то это РОСИЗО должно было «вливаться» в ГЦСИ, ведь РОСИЗО — структура техническая, а ГЦСИ — творческая, креативная. Если сокращения штата не будет и всех сотрудников, весь ГЦСИ сохранят, как было заявлено, уже хорошо.

В настоящее время я рассматриваю очень хорошие предложения от министра культуры, за которые я ему благодарен. Из этических соображений не буду озвучивать эти предложения до принятия решения. Также министр предложил мне войти в совет при ГЦСИ, и, конечно, я буду рад остаться.


Илья Будрайтскис

художник, бывший сотрудник ГЦСИ

ГЦСИ представляет собой странную противоречивую институцию, которая, с одной стороны, была частью министерства культуры, с другой — частью арт-сообщества. ГЦСИ появился в начале 1990-х годов. Это была самоорганизованная инициатива, которая добивалась государственного признания, но при этом декларировала возможность художественного сообщества влиять на культурную политику. Эти противоречия в частности проявлялись в скандалах вокруг «Инновации»: это государственная премия, которую выдаёт государство, или это премия, которую выдаёт сообщество? Последние годы на ГЦСИ нарастало давление. Пока я там работал, был тому свидетелем неоднократно. Поэтому то, что случилось, — закономерно.

Я прочитал несколько интервью Сергея Перова, который сейчас будет руководить и ГЦСИ в том числе. Очевидно, что Перов не имеет никакого отношения не только к художественному сообществу в России, но и в целом к культуре. Это исполнитель управленческих задач, которые ставятся министром.

Первая задача — оптимизация, сокращение бюджета, серьёзное перераспределение ресурсов. Ведь ГЦСИ — это региональная сеть с интересными и культурно важными центрами в таких городах, как Нижний Новгород, Калининград, Самара. Учреждение этих филиалов, их развитие и реконструкция требуют освоения бюджетных средств. Очевидно, что власти нужен человек, который будет соответствовать задачам перераспределения денег, которые вливаются в эту институцию.

Второй момент — идеологический контроль. Сегодня Минкультуры проводит жёсткий консервативный курс, и ГЦСИ как учреждение, которое сохранило либеральный независимый дух, в этот курс не вписывался. Учитывая предыдущий опыт работы Перова в таких структурах, как «Молодая гвардия» и «Единая Россия», я думаю, что у него есть соответствующие общему курсу власти представления, как нужно выполнять идеологические задачи.


Михаил Пиотровский

генеральный директор Эрмитажа

РОСИЗО — это мощное учреждение, которое восстанавливает свою мощь прежних времен. И в нынешних непростых условиях она может быть правильно использована в качестве серьёзного оплота для представления современного искусства, его коллекций. Очень важно, что при этом не будет сокращения штатов, будут использованы все кадры, включая лично Михаила Миндлина. Кроме того, не будет заброшено строительство специального музея современного искусства. Обо всём этом мы говорили, специально обсуждали это с министром культуры. Речь идёт об усилении базы для развития современного искусства. И если всё будет реализовано так, как намечено, мы будем иметь очень хорошие, положительные результаты.


обложка:  ГЦСИ-NCCA