В этом году продолжается масштабная программа «Моя улица», которая не дает затихнуть общественным дискуссиям уже третий год. Работы на участках Кремлевского и Бульварного колец начались уже 19 марта. Благоустройство и реконструкция коснется более 80 общественных пространств, среди которых улицы Сретенка, Петровка, Волхонка, склоны Воробьевых гор, набережные и площади. Мы спросили у заведений общепита, которые находятся в зоне надвигающегося ремонта, как они отреагировали на это событие и что планируют предпринять, чтобы не потерять клиентов.

Анны Цфасман

основатель сети кофеен «Даблби» (ул. Волхонка)

Мы всегда очень позитивно относимся к благоустройству города. На наш взгляд, это дает возможность москвичам выйти на улицы и наслаждаться прогулками, по-другому строить свой рабочий график, а тем более выходные. Да, с одной стороны, это огромные неудобства, но, с другой стороны, и возможность в перспективе получить город, в котором удобно жить.

Как показывает практика, арендодатели не идут на снижение арендной платы на этот период и крайне неохотно рассматривают такие вопросы, потому что в их случае и трактовке договоров — это скорее форс-мажорная ситуация. И они тоже понимают, что никто не будет съезжать на эти три месяца и менять хорошую локацию только потому, что в это время расширяют пешеходную зону. Другое дело, что расширенные тротуары дают возможность организовывать летние площадки и принимать больше гостей, которым станет удобнее пользоваться городом.

Поэтому мы смотрим на благоустройство с большим воодушевлением и надеемся, что еще через несколько лет потребление в общепите вырастет благодаря тому, что все больше и больше людей будут воспринимать город как комфортную среду обитания, а не как возможность запереться в собственной квартире и там себя накормить.

Артур Берсиров

владелец бара Nude. Coffee & Wine (Спиридоньевский пер.)

Я узнал о готовящемся благоустройстве через СМИ. Благоустройство само по себе — это классно. Но у меня есть знакомые, которые пострадали при ремонте и реконструкции улиц в прошлом сезоне на Садовом. Люди не будут ходить в место, куда невозможно пройти или где невыносимо сидеть из-за шума и грязи. Это сказывается на посещаемости. Поэтому благоустройство классно только в будущем, а не во время него.

Прямо сегодня я общался с управой: пока конкретных планов реконструкции нет, несмотря на то, что о самих планах уже объявили в СМИ. Как минимум будут менять тротуар, как максимум — сужать дорогу и расширять пешеходную часть. Конечно, хотелось бы заранее видеть проект и понимать, как это будет выглядеть. Но заранее нам ничего не говорят, а узнаем мы об этом если не из СМИ, то когда на улице начинают снимать асфальт.

В индустрии никто не делится финансовыми данными, поэтому есть лишь частные разговоры о том, насколько может упасть выручка в связи с масштабным благоустройством. Наверное, это еще зависит от формата заведения. Если заведение рассчитано на проходящих мимо людей, то выручка сократится сильнее. Если в него ходят местные жители и постоянные гости, мало что поменяется.

По опыту наших знакомых, владельцы помещений не идут на снижение аренды. Может быть, в этом году в их головах что-то изменится.

Анна Арановская

маркетолог Coffeeshop Company (ул. Солянка)

Пока нам неизвестны детали благоустройства: как именно, в какие сроки будут происходить работы, насколько масштабным будет перекрытие улиц. Ремонтные работы могли бы помешать гостям на летней террасе, но конкретно на Солянке мы их не ставим. Как только мы поймем, как именно будет изменен поток пешеходов, который обычно проходит мимо кофейни, мы сможем определить необходимые меры.

Постоянных гостей конкретно кофейни на Солянке — порядка 10 %. Это сотрудники окружающих офисов, которые заходят за кофе с собой каждый день или несколько раз в день, а также приходят на бизнес-ланч. Что касается гостей из пешеходного потока, на время ремонта мы сможем привлечь их с помощью промоакций, работы промоутеров. Эта практика применяется весьма успешно и при грамотной механике (не просто флаеры, а интересное предложение) дает очень высокую конверсию (до 30 %, а затем 10 % гостей становятся постоянными). Расположение кофейни крайне выигрышное, так что мы рассчитываем, что после ремонта улицы выручка увеличится.

Надежда

кухмистерская «Профессор Пуфф» (ул. Волхонка)

У нас на Волхонке уже около месяца идет локальный ремонт. У меня есть информация, что фасад дома, где находимся мы и еще несколько заведений, закрывать лесами не будут. Летней веранды у нас не было и нет, поэтому единственное неудобство — то, что в месте ремонта образовывается пробка.

Илья Климов

директор по маркетингу BB & Burgers (ул. Сретенка)

В прошлом году мы уже пережили реконструкцию Нового Арбата — наша бургерная находилась в эпицентре строительных работ, и какое-то время попасть к нам можно было только по деревянному мостику. Ремонтные работы, безусловно, создают затруднения для пешеходов и автомобилистов, трафик снижается. Однако, судя по опыту прошлого года, гостей стало не намного меньше, зато по окончании реконструкции их существенно прибавилось. Поэтому в случае с бургерной на Сретенке, 36, мы не сильно переживаем. О снижении аренды на летний период не разговаривали — нас все устраивает. Большинство гостей идут к нам на Сретенку целенаправленно, за лучшими бургерами — уверен, их на этом пути не остановит траншея или брод.

Михаил Смирнов

Friends Forever Company (Б. Патриарший пер.)

Честно говоря, эту информацию получил только что и от вас. На Спиридоновке каждый год перекладывали асфальт, а в прошлом году полностью перестраивали улицу. Вообще, сейчас центр Москвы, в том числе и Патриаршие, делают для пешеходов, и на посещаемости это отражается в лучшую сторону. Безусловно, на время ремонта поток гостей может уменьшиться, но не глобально. К этому мы никак не готовимся.

Юрий Юркин

пространство Untitled (ул. Петровка)

Мы отреагировали на эти известия, конечно, плохо. В пространстве Untitled огромное окно выходит прямо на улицу, но теперь, если мы его откроем, в него будет залетать куча пыли.

Решили по максимуму использовать это событие: будем делать перформансы, посвященные стройке. На этой неделе обсудим конкретные идеи. Но это точно будет связано с вечеринками. Мы будем приглашать художников делать арт-объекты, внедряться в стройку и мимикрировать под нее. У нас была идея провести аналогию с клипом Satisfaction — позвать сексуальных девушек в коротких шортиках, чтобы они стояли с большими строительными инструментами.

Мария Шикарева

«Трамплин» (Воробьевы горы)

Насколько я понимаю, у правительства Москвы есть задача оживить район Воробьевых гор. Реконструкция здесь проводится к предстоящему чемпионату мира по футболу. Но пока информации у нас очень мало, проект только однажды показали ресторану. Мы понимаем, что, помимо благоустройства, тут будет строиться новый трамплин, фуникулер до «Лужников» и другие рестораны. Для нас это только к лучшему.

Если в процессе благоустройства будут возникать перекрытия подъезда к нашему ресторану, то это, конечно, скажется на потоке гостей. Но такое бывает и сейчас. Например, когда был фестиваль «Весна» и перекрывали движение, мы узнали об этом за две недели. Но бывает и так, что нам сообщают за два дня.

Юлия Гуревич

владелица ресторана «Образ Жизни» (ул. Пречистенка)

К сожалению, эта история длится не первый год. У нас нет летней веранды, и даже по правилам «правительственной трассы», коей является Пречистенка, мы не можем открывать окна ресторана, поэтому нам в некотором роде везет и мы скроемся от пыли и шума. Владельцам веранд, конечно, будет туго. Конкретно нашим арендодателям, живущим в своем выдуманном мире высоких арендных докризисных ставок, все равно, что и где копают. Мы, конечно, будем страдать, стараться своими силами расчищать подход к ресторану и максимально украшать входную зону для привлечения внимания, что безусловно повлечет за собой дополнительные затраты рабочей силы, моющих средств, декора и прочего. Масштабы бедствия неясны, поэтому пока выдыхаем.