The Village запускает новую рубрику — «Дежурный по городу», герои которой, незаменимые участники городской жизни, рассказывают о том, как меняется Москва, их работа и ожидания от жизни. В первом выпуске мы поговорили с водителями троллейбусов и трамваев о том, как повлияли на движение выделенные полосы, стало ли в общественном транспорте меньше зайцев и что они думают о текущей политической обстановке в России.

 

Игорь

водитель троллейбуса №45

РАБОТАЕТ с 1988 года, 
четыре года — в Москве

О дорогах

Выделенных полос на нашем маршруте мало: раньше были на шоссе Энтузиастов, теперь убрали. Там сейчас реконструкция, когда закончат, расширят шоссе — тогда, может быть, сделают выделенки. А так у нас отдельная полоса только в центре, когда мы по Покровке едем и по Солянке чуть-чуть. Пробок меньше не стало.

О зайцах

Зайцы подлезают под турникеты, но я же не буду каждого второго за уши вытаскивать из троллейбуса. Не буду их гонять, с ними должны разбираться контролёры. Это не моё дело. Моё дело — довезти. Посадить их живых, довезти, высадить живых и всё. Зайцы всегда были и всегда останутся. Ну не бывает у людей денег иногда, не будешь же с ними драться из-за этих копеек? Залез и залез, и ради бога.

О пассажирах

Дебоширы иногда бывают: они днём пьют, в праздники пьют. Когда весёлая компания едет — ничего, а когда некоторые заходят... Вот, пили (показывает на пустую банку от пива под сиденьем), где пили — там и бросили. Я же не уборщик, за каждым ходить и целый день убирать. Бывает, стеклянные бутылки бросают.

Я проверяю салон на каждой конечной, и если бомж спит — говорю, чтобы вставал и выходил. Раз в месяц примерно такое бывает. Сейчас потеплеет и их вообще не будет, а зимой заходят греться. Но эта категория людей — они не злые, ничего. Они сидят спокойно, греются. А пьяные сразу начинают драться и кидаться. А мне нельзя связываться с пассажирами. Сколько лет работаю — у меня никогда не было конфликтов. Я их стараюсь избегать, поскольку и сам взрывоопасный, как атомная бомба. Работа такая — терпеть.

Об Украине, России и Крыме

За ситуацией слежу по мере возможности. Крым и раньше был Россией. Кто там, Хрущёв его отдал Украине? Как говорится, верните обратно, пожалуйста, наше. Да и люди там не против. Не было же там такой заварухи, как на Майдане, где половина против, а половина за. В Крыму люди в основном проголосовали за вступление в Россию. Я думаю, разберутся. Зачем обижать своих братьев?

О перспективах на будущее и переменах

Я бы хотел улучшить свои жилищные условия, жильё бы купить. Но по таким ценам, как здесь, нереально с зарплаты собрать на квартиру. Где-то в регионах можно купить квартиру, насобирать потихонечку, а здесь нереально. Нужно получать тысяч 200, чтобы собрать. И то будешь собирать неизвестно сколько, а пока насобираешь, она снова подорожает.

Но жизнью я доволен: семья, жена любимая, чего мне недовольным быть? Я приехал в Москву, чтобы решить свои материальные проблемы, и работой доволен: платят вовремя, не задерживают, и зарплата намного выше, чем у меня раньше была.

 

Олег

водитель трамвая №43

РАБОТАЕТ пятый год

О дорогах

Проблема для трамвая — это неуважение автомобилистов. С пешеходами мы дружим, а с автомобилистами — не дружим. Было очень много случаев, когда на разбор ДТП приезжает машина ДПС и водитель говорит, что просто не увидел трамвая. А он же большой, он же красный! По правилам, автомобили имеют право выезжать на пути, не создавая помех. Но они нас не видят, это правда.

В период потепления, когда тает снег, на улицы выезжают все те, кто не ездит зимой, и работать становится очень сложно. К лету это проходит — все уезжают в отпуска.

О зайцах

В обязанности водителя трамвая не входит смотреть за тем, как у него проходят пассажиры. Но вообще зайцы как были, так и остались. Кто платит, тот платит всегда, а кто не платил, тот не платит. Контролёры у нас есть, они действительно работают и очень много вылавливают зайцев. Многие из них ездят по чужим социальным картам и проездным. Но в основном, если честно, люди оплачивают проезд.

О пассажирах

На моей памяти дебоширов никогда не было, но вообще люди бывают разные. Если случается какая-то задержка движения не по моей вине, то, естественно, я понимаю тех бабушек, которые стоят и ждут трамвая часами. Народ можно понять. Бывают, конечно, какие-то комментарии излишние со стороны пассажиров, но я спокойно к этому отношусь.

Об Украине, России и Крыме

За тем, что творится на Майдане, и присоединением Крыма я, конечно, смотрю. Но не мне всё это судить, я в политику не вмешиваюсь.

О перспективах на будущее и переменах

Сейчас я думаю о покупке дома в Подмосковье. Моя работа оплачивается хорошо, и поэтому возможность есть. Своим материальным положением я доволен, и многие водители тоже — за последний год нам шесть раз повышали зарплату, и я считаю, что это справедливо.

Вообще среди водителей трамваев, автобусов и троллейбусов очень много фанатов, которые с детства мечтали об этой работе. Например, отец всегда возил меня на автобусе в детский сад. Часто мы то просыпали, то недобегали и заходили самыми последними в первую дверь. И так получалось, что я стоял у кабины водителя, смотрел на всё это и думал, что буду водителем автобуса. Потом мы переехали в Москву, я пошёл в школу и стал ездить на трамвае, и тоже постоянно зависал у кабины водителя. И мечта сбылась. Хотя у меня есть высшее педагогическое образование.

 

 

Алексей

водитель троллейбуса №48

РАБОТАЕТ с 1994 года

О дорогах

На дорогах, в общем, стало лучше. И будет ещё лучше, если сделать больше выделенных полос для общественного транспорта.

О зайцах

Зайцы были всегда, и остались такими же. И тогда зайцы — и теперь зайцы.

О пассажирах

Пассажиры те же самые, какие были. Но пьяных стало меньше с тех пор, как по вечерам перестали продавать алкоголь.

Об Украине, России и Крыме

За общественно-политической ситуацией слежу, конечно. Считаю, что Крым вернулся на своё место. Сам я там никогда не был, но теперь, наверное, съезжу.

О перспективах на будущее и переменах

Я всё равно ничего не могу изменить, я же не президент. Что-то менять могут президент и парламент, а я президентом никогда не буду.

 

Мария

водитель трамвая №35

РАБОТАЕТ водителем более 30 лет,
пятый год — в Москве

О дорогах

И пешеходы, и водители, естественно, мешают. Все друг другу мешают. А вообще у нас интервью не положено давать. Старая я уже для этого кипиша. Тем более что сайт: к этому я очень плохо отношусь, и в интернете никогда не бываю. Там одни сплетни.

Понимаете, у каждого человека своя правда. И другие могут быть этим возмущены.

О зайцах

Зайцы — они и в Африке зайцы, что про них рассказывать. Их всё время одинаково и всё время много.

О пассажирах

Сейчас люди всякие, разные. Лично я не вмешиваюсь, мне моя жизнь дороже. Давайте уже не будем, всё, хватит на этом (улыбается). Такие разговоры дома надо вести. Вот выйду на пенсию и всё вам расскажу.

 

Владимир

водитель трамвая №13

РАБОТАЕТ с мая 2011 года

О дорогах

После того, как префект Восточного округа сделал выемки в трамвайных путях, стало получше, но проблема перекрёстков осталась.

В ПДД прописан приоритет трамвая, но водители, очевидно, даже если знают это, всё равно желают поскорее проскочить, и из-за этого случается много ДТП. Мы их, конечно, всех пропускаем. У нас даже есть негласное правило «трёх Д» — «дай дорогу дураку», это как «Отче наш» для водителя трамвая. Автомобили авторитет трамвая принимать ну никак не хотят.

О зайцах

По закону контролёры работают с 7 утра до 9 вечера. Некоторые зайцы знают, что до 7 утра и после 9 вечера их никто контролировать не будет, и поэтому основная нагрузка зайцев приходится именно на это время. Зайцы очень хитрые. Но это не наше дело — контролировать, кто подлез, кто не подлез.

Был случай, когда на меня одна бабушка написала жалобу. Я открываю вторую дверь на высадку, бабушка эта туда заскакивает, хотя, я извиняюсь, у неё на лице не написано, что она инвалид. У нас есть инструкция, по которой мы можем пускать инвалидов. Но одно дело колясочники, а другое — человек, который спокойно может зайти через первую дверь. Я её устыдил на весь салон за это дело. Это, конечно, цирк, но потом мне пришлось писать объяснительную.

О пассажирах

У пассажиров, наверное, ещё с советского времени осталось убеждение, что трамвай — это нечто дружелюбное. Он всегда остановится, он всегда затормозит, пропустит. Бывает, конечно, что бабушка в салоне упадёт, или ещё что-то.

Народ раньше держался за поручни, а сейчас меньше на это обращает внимания. Эта безалаберность проявилась, когда появились новые трамваи — «морковки»: они мягкие, плавные, и народ на маршруте резко расслабился. И, допустим, когда приходится экстренно тормозить, чтобы не создать ДТП, кто-то падает. Но в основном пассажиры понимают, что дорога есть дорога и что случается всякое.

Разницы в количестве пьяных после введения ограничения продажи алкоголя, к сожалению, нет никакой. Я даже спрашивал у водителей, у которых 40 лет стажа, и все сходятся во мнении, что ситуация осталась на том же уровне. Как народ пил, так и продолжает пить.

Об Украине, России и Крыме

Мы все положительно отнеслись к присоединению Крыма. У нас в депо процентов 30–35 людей из Украины приехали, кто-то уже получил гражданство, кто-то работает по регистрации. И мы всегда дружно работаем: нет разницы, москаль ты или хохол, работа у нас одна.

Более того, у нас в буфете работает Анжела Геннадьевна, она как раз житель Крыма. Она купила два тортика и всем нашим водителям дала по кусочку. Все были очень рады и довольны и поздравляли её, что она теперь гражданка России. И мы все дружно продолжаем дальше жить.

О перспективах на будущее и переменах

Мы очень хорошо взялись за то, чтобы отстаивать права водителей трамвая, и сходимся во мнении, что перемены нужны даже не на уровне депо, а на уровне Мосгортранса. В связи с этим мы создали профсоюз водителей трамвая, независимый некоммерческий общественный профессиональный союз, и по этому поводу у меня буза в дирекции.

Сейчас документы находятся на регистрации в Министерстве юстиции, и наш директор решительно заявил: «Вот будет у тебя бумажка, и тогда приходи ко мне, будем иметь с тобой дело». А я ему говорю, что у нас по закону профсоюз имеет все права с момента учреждения, а не с момента, когда он получает юридическое лицо. Юридическое лицо нужно для имущественной деятельности, а не для защиты прав и свобод трудящихся. 

 

Текст: Юлиана Лизер
иллюстрация:
Настя Яровая