С 19 по 21 июня в Институте русской литературы РАН в Санкт-Петербурге пройдёт научная конференция «Философия зайца: неожиданные перспективы гуманитарных исследований». Её организовали учёные-гуманитарии в ответ на обвинения министра культуры Владимира Мединского в сомнительной значимости научной работы подконтрольных ему НИИ.

Прошлым летом Минкульт начал масштабную и очень спорную реформу исследовательских институтов. Говоря о необходимости более серьёзного контроля со стороны государства, Мединский привёл в пример научное исследование «Философия зайца», на которое, по его сведениям, пять лет выделялись деньги: «Каких зайцев они исследовали, какая философия, понять невозможно; и дайте мне под это дело госфинансирование!»

The Village решил узнать у организатора конференции Андрея Костина, учёного секретаря Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, каким зайцам будет посвящена их трёхдневная конференция.

 

   

«Философия зайца»: Как грамотно троллить министра культуры. Изображение № 1.

Андрей Костин

учёный секретарь Института русской литературы
(Пушкинский Дом) РАН

Ещё в мае прошлого года руководители Министерства культуры и журналисты аффилированных изданий начали упоминать этого странного «зайца» как объект исследования неназванного института. Коллеги пытались понять, какое исследование Мединский имел в виду (здесь особую роль сыграл член нашего оргкомитета Игорь Вдовенко), и нашли только книжку про средневековую алхимию Вадима Львовича Рабиновича, доктора наук, сотрудника Российского института культурологии. В 2012 году он переиздал эту книжку и поместил в неё стихотворение «Трансмутация зайца» (трансмутация — одно из ключевых понятий алхимии, означающее превращение одного вещества в другое). Это стихотворение и превратилось в многолетнее исследование «Философия зайца», плод воображения министра культуры.

Меня, сотрудника Академии наук, волнует история реформы этих институтов. Ещё меня задел сам принцип, по которому министр может решать, что эта тема заслуживает исследования, а эта — нет. По моему мнению, заяц сам по себе заслуживает исследования.

Собрать конференцию было моей идеей. Я написал об этом в Facebook с не вполне серьёзным предложением, но неожиданно получил серьёзный отклик. Удалось собрать дельный оргкомитет из очень разных специалистов. Мы разместили объявление в Facebook и на сайте нашего института, и задумка получила хорошие отклики и резонанс. Несмотря на то что мы собирали конференцию по очень узкой теме и у нас не было никакого финансирования, мы получили 120 заявок со всей страны и устроили серьёзный конкурс.

В конференции участвуют учёные из разных областей (лингвисты, фольклористы, литературоведы, историки, искусствоведы), разного статуса — и заведующие кафедрами, и студенты. Начнём мы конференцию с круглого стола, посвящённого проблемам гуманитарных наук в современном обществе. 

 

Сначала мы думали послать приглашение на конференцию министру, но я против

 

Хронология конференции обширная. От античности, когда жители греческих островов использовали зайцев как экологическое оружие, до современности — лингвист Антон Сомин будет рассказывать о белорусском рубле. Должна была приехать Линор Горалик, она собиралась рассказывать про зайца как карнавальный костюм, но у неё не получилось приехать.

У нас не было никаких конфликтов по поводу конференции с руководством нашего института, директор к ней относится лояльно, и от сотрудников коллектива я не слышал осуждения.

Если всё и начиналось как акция протеста против заявлений Министерства культуры, то сейчас заяц для нас, во-первых, — это отличный повод провести настоящую междисциплинарную конференцию, а во-вторых, это объединение гуманитарного сообщества, что более важно, чем фига Мединскому.

Сначала мы думали послать приглашение на конференцию министру, но я против: думаю, ему и так о ней расскажут.

   

 

 

5 интересных докладов
конференции «Философия зайца»

по мнению The Village

 «Заяц от Апиция до Дюма: Рецепты, подача
и кулинарная символика»

ЕКАТЕРИНА НОСОВА (Санкт-Петербург, СПбИИ РАН)

   

 «Дичь в подарок: заяц в контексте гомосексуальной эротики» (на материале аттической вазописи VI−V вв. до н. э.)

ЕКАТЕРИНА РЕШЕТНИКОВА (Париж, Высшая школа социальных наук)

   

 «Образы зайца в интернет-фольклоре: Заяц ПЦ и другие»

ТАТЬЯНА СУХАНОВА (Москва, ГИИ)

   

 «Мартовский Заяц и Белый Кролик: Дихотомия
естественного и искусственного в произведениях Льюиса Кэрролла и в культуре XIX века»

ВЛАДИСЛАВ ДЕГТЯРЕВ (Санкт-Петербург, РИИИ)

   

 «Трикстер Кролик в мифологии индейцев майя»

ДМИТРИЙ БЕЛЯЕВ, АЛЬБЕРТ ДАВЛЕТШИН (Москва, РГГУ)

Фотография обложки: Анатолий Медведь/ РИА Новости