В России стартовал международный проект Teach For All, задача которого — менять систему школьного образования снизу, через молодых и инициативных учителей, продвигающих новые подходы к обучению. Участников программы «Учитель для России» после строгого отбора и 5–6 недель тренингов распределят по школам, часто неблагополучным, где они проработают по два года, получая дополнительную к зарплате стипендию. The Village поговорил с организаторами проекта в России Алёной Маркович, Леной Ярмановой и Анастасией Косниковой о том, как будут готовить участников программы и какие именно проблемы школьного обучения они намерены решать.

 

Как проект «Учитель для России» изменит школьное образование изнутри. Изображение № 1.

Алёна Маркович

организатор проекта «Учитель для России»

   

Как проект «Учитель для России» изменит школьное образование изнутри. Изображение № 2.

Лена Ярманова

организатор проекта «Учитель для России»

   

Как проект «Учитель для России» изменит школьное образование изнутри. Изображение № 3.

Анастасия Косникова

организатор проекта «Учитель для России»

 

О проекте

Алёна Маркович: Среди молодых людей есть много живых, увлечённых, талантливых, с тягой к преподаванию, к работе с детьми, к социальным проектам. Им важно, чтобы работа влияла на жизни других людей и на общество, меняла его к лучшему. Но в педвузы такие люди идут редко: потому что непрестижно, потому что большинство педвузов не даёт должного уровня знания профильного предмета, потому что платят мало и среда не вдохновляет. Мы делаем программу, которая собирает этих молодых талантливых вместе и снимает для них эти барьеры.

Программа «Учитель для России» — это адаптация известной международной модели Teach For All, работающей уже в 35 странах мира. Программа привлекает к преподаванию в школах выпускников лучших вузов страны всех специальностей (не только педагогических), причём в школы, работающие в сложном социальном контексте. Для молодых учителей этот опыт становится опытом лидерского развития. Каждый ребёнок в их классе — это проект с конкретным измеримым результатом, к которому этого ребёнка участники программы должны привести за два года. Кроме того, за два года работы в школе участники могут изнутри изучить многие проблемы образовательной системы и нащупать интересные идеи для их решения. По итогам участия в программе они становятся «агентами перемен», которые совместно работают над развитием системы образования в стране — в роли учителей, завучей и директоров школ, социальных предпринимателей, лидеров бизнеса и государственного управления. На второй год можно будет разработать и реализовать свой образовательный проект.

Программа обучения продолжается в течение всех двух лет. У каждого участника есть ментор из школы и тьютор от программы, которые помогают им профессионально расти и добиваться поставленных целей, каждую неделю все участники программы встречаются для обмена опытом и встречи с экспертами. 

У проекта сформировалась сильная команда. Партнёрами-сооснователями стали компании Boston Consulting Group и Сбербанк, которые предоставляют как финансовую, так и методологическую поддержку в разработке, помогают выстраивать карьерные траектории для выпускников. Руководитель программы Фёдор Шеберстов — основатель компании Odgers Berndtson и один из лучших хедхантеров в стране.

Как проект «Учитель для России» изменит школьное образование изнутри. Изображение № 4.

Лена Ярманова: В школах, находящихся в сложном социальном контексте, ситуация двоякая. С одной стороны, по разговорам с директорами видно, что всяческая, в том числе и психологическая, поддержка оказывается успевающим детям. Они стремятся, чтобы именно эти дети поступали в 10-й класс, остальных не очень поощряют продолжать обучение.

С другой стороны, из-за низкого уровня классов преподавание в таких школах отнюдь не ориентировано на сильных учеников, и по урокам, и по исследованиям видно, что учителям приходится замедлять уровень преподавания, тем самым часто выпуская из сферы внимания сильных учеников.

В нашем случае участники будут ставить цели исходя из диагностики состояния каждого класса и каждого ученика в нём. Всех дотянуть до одного уровня не удастся, но планируется, что амбициозные цели будут ставиться для всех, но на разных уровнях: то, что должны обязательно пройти и понимать все ученики класса, второй уровень сложности и продвинутый.

Образовательные программы

Анастасия Косникова: На данном этапе мы делаем упор на то, чтобы участники программы преподавали основные базовые предметы в 5–9 классах. Это будут такие предметы, как русский язык, литература, математика, физика, химия, иностранный язык (например, английский и французский, так как мы имеем запросы от школ именно по этим языкам), история, география. Также участники программы будут заниматься внеурочной деятельностью — это новое направление и в учебном плане, и в нём есть возможность преподавать предмет в той манере, в которой выберет сам учитель, не придерживаясь строгого плана. В учебном плане школы также обычно есть дополнительные часы в запасе, которые некоторые школы могут предоставлять нашим участниками для ведения предмета, который покажется директорам интересным. Например, специалист, закончивший экономический факультет, сможет преподавать основы экономики. 

Общение со школами

Анастасия Косникова: Договорённости со школами происходят по-разному. Мы сотрудничаем с Высшей школой экономики в Москве и Академией социального управления Московской области. На данный момент есть школы, которые готовы с нами сотрудничать и ждут наших молодых учителей у себя в штате. Список школ — партнёров программы постепенно расширяется. Нами выбран регион Московской области, поэтому школы, с которыми мы сотрудничаем и куда планируем отправлять участников, находятся в основном в Одинцовском районе, Химках, Подольске, Балашихе, Видном. Коммуникация со школами проходит по-разному. С некоторыми из них связываться нам помогают партнёры проекта, с другими мы ищем пути для представления проекта сами или через муниципалитеты. Процесс коммуникации во многом зависит от личности директора школы, готов ли директор к взаимодействию, открыт ли для новых идей, нужны ли кадры школе. Нужно отметить, что в данных вопросах нам пока что везло. 

Директор одной школы после представления ей проекта сказала, что школа — это печень, это орган, который принимает и воспитывает любых детей, что быть учителем — это призвание. Много рассказывается о выгорании учителя в какой-то момент трудовой карьеры. Директора и завучи в основном позитивно воспринимают программу, так как она для них решает один из важных вопросов — поиск кадров. А мы предлагаем им молодых ребят с мотивацией и настроем на преподавание и на то, чтобы передать свои знания, любовь к предмету детям, а также стать наставниками ребятам. 

Как проект «Учитель для России» изменит школьное образование изнутри. Изображение № 7.

Со столичными школами мы общались в меньшей степени, так как нашим фокусом на данный момент являются школы, работающие в сложном социальном контексте в Московской области: отстающие, где много детей из неблагополучных семей. На результаты этих учреждений влияет сразу много факторов — и район расположения, и контингент учащихся, и школьная культура. Но мы общались с директорами некоторых успешных столичных школ с целью получения экспертизы по вопросам, касающимся трудоустройства участников. Неправильно будет сравнивать отдельных директоров столичных школ с директорами школ в регионах, так как везде есть как продвинутые, так и традиционные директора. С точки зрения учителей, в столице им интереснее, так как предложений по хорошей заплате больше там. 

Адаптация учителей

Лена Ярманова: Мы понимаем, что у учителей могут быть проблемы с интеграцией в коллектив. В первую очередь, участники будут отправляться в школу группами из трёх человек. Чувство команды будет им сильно помогать. Затем, мы разрабатываем программы поддержки участников в школах, которая включает как ряд мероприятий с коллективом, так и наставника от школы, который сможет помочь сориентироваться в школьном укладе и порядках школы.

Анастасия Косникова: Двухгодичная программа выстроена таким образом, что мы создаём сообщество молодых лидеров и делаем это в системе школьного образования — одной из важнейших сфер, формирующих личность человека. Наши участники будут не только преподавать 18 часов в неделю (одна полная ставка), общаться с учениками, родителями и готовиться к урокам, они также будут общаться друг с другом внутри сообщества с целью получения и передачи обратной связи по происходящему с ними, рефлексирования и разбора тех или иных ситуаций. Они будут это делать в рабочих группах в школах, в своей большой группе из 20 человек (первая когорта, которая отправится в школы в сентябре 2015 года), а также один на один со своими наставниками. Наставники будут как из школы, так и извне: успешные директора московских школ, бизнесмены, политики, предприниматели. Мы не просто отпускаем участников программы в свободное плавание, мы являемся их скелетом и спасательным кругом до тех пор, пока по завершении двух лет они не отправятся в свободное плавание. 

Как проект «Учитель для России» изменит школьное образование изнутри. Изображение № 10.

Лена Ярманова: На тренингах будут изучать аспекты практической психологии — конфликтологию, работу с коллективом, работу с родителями, работу с детьми с девиантным поведением и прочие сложности. Это является значительной частью Летнего института. Занятия будут проходить в форме практических семинаров и непрерывной практики преподавания детям с последующим обсуждением результатов. Конкретнее про техники пока говорить не можем.

Для того чтобы быть членом Teach For All, необходимо следовать набору принципов, среди которых — независимость организации, партнёрство с государственным и частным сектором и прочее. Таким образом, программы в разных странах формируются по-разному, в зависимости от национальных особенностей и особенностей контекста. Соответственно и набор преподавателей программы подготовки у нас будет собственный. На данный момент мы не можем раскрывать имена преподавателей, но можем сказать, что это практики образовательной деятельности — директора и преподаватели, а также признанные российские эксперты как из области образования, так и из смежных дисциплин.

Как стать участником

Алёна Маркович: В анкетах кандидаты пишут нам, что всегда мечтали быть учителями, но родители отговорили. Или что чувствуют, что вот сейчас правильный момент в их жизни принять такой вызов и сделать что-то по-настоящему полезное, поделиться своими знаниями с другими. Мы делаем так, чтобы этот опыт был максимально полезным для их профессионального и личного развития. Тщательный отбор позволяет собрать в группу ребят, которым будет очень интересно вместе. 

Заявки принимаются до 15 апреля на сайте Choosetoteach.ru. Участники отбираются по ряду формальных и неформальных критериев. Мы ищем выпускников топ-45 вузов России с хорошей успеваемостью, свободным владением иностранным языком, историей достижений и лидерским потенциалом, способных стать успешными педагогами и инициаторами системных изменений в системе образования.

   

Фотографии предоставлены героями материала