Санкт-Петербург неожиданно признали лучшим туристическим направлением Европы по версии World Travel Awards. По официальной формулировке, награду город получил благодаря «исключительно богатой истории, многовековым традициям и блестящему будущему». 

The Village попросил прокомментировать награду и реальный туристический потенциал Петербурга международного эксперта в области туризма, профессора Leeds Beckett University Ксавьера Фонта.

«Хватит продавать пельмени». Эксперт — о том, почему Петербург получил World Travel Awards. Изображение № 1.

Ксавьер Фонт

профессор Городского университета Лидса, директор PHD-программ International Centre for Research in Events, Tourism and Hospitality (ICRETH), учредитель International Centre for Responsible Tourism

   

World Travel Awards как неизбежность

«World Travel Awards — неплохая затея: глобальный туристический бизнес — от обозревателей в медиа до руководителей турфирм — ежегодно дает оценку по сотням позиций, выбирая лучших. Конкурс ценен именно выборкой голосующих, ни одна другая организация сейчас не способна опросить столько участников рынка, так что игнорировать результаты этого глобального опроса не стоит.

Другое дело, что WTA в какой-то момент решила, что её миссия — поддержка всех и вся, всем сестрам по серьгам: каждый туристический город, каждая отельная сеть, каждая активная авиакомпания должны что-то получить. Конкуренты по номинациям каждый раз распределяются таким образом, чтобы в списке был явный лидер, ещё ничего не получавший. Большинство номинантов не раз получали премию (Париж, Барселона, Флоренция, Венеция, Амстердам), и, если не брать их в расчёт, Петербург соревновался в этому году со Стамбулом и Порту. Победил Петербург, значит, Порту получит приз в ближайшие два-три года.

В этом нет ничего плохого, всё равно побеждают достойные, но ценность победы, согласитесь, немного снижается. Просто важно понимать, что Петербург получил бы эту премию рано или поздно, не в этом году, так в следующем: это многомиллионный европейский город с известными туристическими брендами. Его WTA просто не могла проигнорировать». 

Как европейцы смотрят на Петербург

«У Петербурга, как мне кажется, пока нет цельного образа. International Centre for Responsible Tourism регулярно проводит опросы в Великобритании, Франции. Германии и Италии по оценке стереотипов, связанных с разными туристическими направлениями. Важно, что опрашиваются жители стран-лидеров европейского туризма: это пресыщенный потребитель, который имеет достаточно возможностей для внутренних путешествий, но в какой-то момент начинает искать внешнюю альтернативу.

Так вот, надо разделять то, как смотрит на Петербург среднестатистический потребитель-путешественник, и то, что думают про него среднестатистические эксперты — представители туристического бизнеса. Обычно это два разных мира, которые начинают пересекаться только в том случае, если потребитель приходит в турфирму. Тогда одни стереотипы начинают вымещаться другими.

 

Турист знает, что Петербург как российский город — это город-интрига, город приключений

Если же человек путешествует самостоятельно, он точно знает несколько вещей. Во-первых, турист знает, что Петербург как российский город — это город-интрига, город приключений. Такая характеристика в разных формулировках прослеживается почти во всех ответах. Из европейских направлений так же оценивают, например, Будапешт. Во-вторых, он заранее осведомлён, что в Петербурге сложно встретить англоязычный сервис. В-третьих, он уверен, что в городе довольно холодно даже летом. Это помимо очевидных знаний об Эрмитаже, фонтанном комплексе в Петергофе, разводных мостах.

Туристический бизнес смотрит на город немного с другой стороны. Клиенту в первую очередь объяснят, что в Петербурге относительно дёшево, что там проблемы с гостиницами среднего уровня и у него разнообразная ночная жизнь.

Вот из этих представлений и складывается совокупный образ города. Он совершенно не цельный, многоцветный, богатый — всё это как минимум любопытно».

Чего не хватает туристическому Петербургу для блестящего будущего

«Слова о блестящем будущем в пресс-релизах WTA означают, что эксперты верят в город, но пока не до конца понимают его. Это своеобразная попытка обосновать свой выбор не реальностью, а будущими достижениями. Не могу говорить о жизни российского города в целом, но могу предположить, чего не хватает Петербургу для блестящего туристического будущего. Хотя логично предположить, что блестящее туристическое будущее города невозможно без его блестящего экономического развития.

Есть практические моменты, а есть концептуальные. Важная практическая вещь — транспорт. В Петербурге построили наконец хороший аэропорт, но многие туристы отдельно отмечают, что в Петербурге сложно добраться от аэропорта, не используя такси: нет железнодорожного экспресса и автовокзала. Без линии метро или экспресса до города от аэропорта Петербург будет оставаться неполноценным туристическим городом. Туристы изучают такие вопросы заранее и, уверен, многие в результате откладывают поездки.

В Петербурге, насколько я мог судить, всё неплохо с ресторанами и барами. В последние годы роль этого рынка становится определяющей. С одной стороны, петербургские рестораны и бары производят вау-эффект: турист приезжает с заниженным ожиданиями, он ждёт довольно скудного предложения, а получает достаточное разнообразие. Внешний маркетинг города пока не поспевает за реальностью, а это то, что уже можно продавать.

Но здесь есть и проблема: отсутствие региональной идентификации. Нет устоявшихся, характерных для города форматов. В Британии ты ищешь паб, в Мадриде — тапас-бар, в Берлине — классическую пивную. В вашем городе этот рынок размыт, у него нет ярко выраженной структуры. Как нет и региональной кухни. Петербургу давно пора прекратить продавать пельмени и блины, придумать что-нибудь другое, используя образ портового города. Я осознаю, что это предложение невозможно создать искусственно, что у него должны быть естественные корни, но без ресторанной идентификации на туристическом рынке с каждым годом будет всё сложнее.

Агентства продают Петербург как российскую жемчужину, не уделяя достаточного внимания его самобытности

И ещё важный момент — образ города в целом. Агентства продают Петербург как российскую жемчужину, не уделяя достаточного внимания его самобытности. Барселона создала целый туристический миф на образе самодостаточного гордого города. И Петербургу надо двигаться в этом направлении. Задача довольно циничная: тем самым город может частично избежать репутационных издержек, связанных с Россией в целом. Не готов давать конкретные советы, но знают точно: города всё лучше продаются на туристическом рынке отдельно от стран. Путешественник всё чаще смотрит на города как отдельные государства со своим миром и правилами. Бренды стран за последние десять лет катастрофически проиграли брендам городов».

   

Обложка: Alexxx Malev