Ярославль — один из старейших городов России, в котором наибольшее внимание традиционно уделяют историческому культурному наследию. Но за последние десять лет благодаря неравнодушным активистам в городе стали появляться фестивали и выставки современного искусства, а также новые общественные пространства. The Village поговорил с жительницей Ярославля Юлией Кривцовой, решившей изменить облик родного города, о её целях, деятельности и планах на будущее.

Как всё начиналось 

 Меня зовут Юлия Кривцова, мне 36 лет, и с 2006 года я делаю городские проекты в Ярославле. Ярославль — мой родной город. В нём я родилась, выросла, училась на факультете культурологии, защитила диссертацию по теории и истории искусства, работала в центре современного искусства. Также долгое время профессионально занималась современным танцем. Именно на танцах я познакомилась с архитектором Серёжей Кремневым, с которым мы впоследствии решили менять наш город к лучшему. 

Вместе с танцевальной группой мы участвовали в различных международных проектах, много путешествовали. К примеру, в течение трёх месяцев работали в постановке хореографа Карин Cапорта во Франции. Путешествия позволили нам не только посмотреть мир, но и узнать, как работают различные институции культуры в других странах, как люди воспринимают современное искусство. По возвращении в Ярославль, где современное искусство не вызывало такого интереса, мы захотели изменить ситуацию. 

Первым выходом в город был показ видеоарта на Стрелке — так называется место соединения реки Волги с её притоком Которосль — в рамках деятельности центра современного искусства, где я на тот момент работала координатором. Несмотря на то что показ был удачным, руководство центра негативно восприняло нашу с Серёжей инициативу. По их мнению, все мероприятия должны были проходить в стенах центра, а не где-то в городе. Впоследствии это разногласие наложилось на другие конфликты и недопонимание, и центр для нас закрылся. А через год вообще перестал существовать. Прекращение сотрудничества стало точкой отсчёта, ведь мы лишились единственной площадки и всех ресурсов. Тогда Серёжа сказал мне: «Слушай, но ведь у нас есть город!» — и мы занялись городскими проектами. 

Команда

Первоначально мы с Серёжей делали всё вдвоём: искали площадки, проводили различные мероприятия — от выставок и кинопоказов до перформансов и фестивалей. Но уже скоро к нам стали присоединяться люди. Первой была Настя Прошутинская, которая предложила нам работать с европейской волонтёрской программой EVS (European Voluntary Service). Мы зарегистрировались, рассказали о своей организации и деятельности. Совсем скоро к нам стали приезжать волонтёры со всего мира. Для нас они были не просто дополнительными руками, а полноценными членами команды. Эти ребята усиливали в нас веру в возможность и необходимость преобразований в городе, в нашу свободу.

Следом за Настей пришла её подруга Наташа Николаева, которая как раз вернулась из Германии, где проходила волонтёрскую практику. Долгое время мы работали вчетвером, плюс волонтёры (три-четыре человека). Позже к нам присоединялись другие заинтересованные люди, но, как правило, через время они уходили в свои проекты. Мне кажется, что решение изменить город значительно изменило и нашу жизнь. Вместе с Серёжей мы сняли студию, часть которой стала нашим домом, а другая — офисом организации, где проходили небольшие мероприятия, встречи, работали волонтёры.  

Нам очень повезло с людьми, которых мы встречали на своём пути. К примеру, когда нашей организации понадобилось официальное оформление, появился Владимир Захаров, который подарил нам юридическое лицо. Это довольно интересный момент — в своей дипломной работе он описал концепцию развития территории «Красного Перекопа» (старейший в России текстильный комбинат, расположенный в Ярославле. — Прим. ред.) и планировал создать некоммерческую организацию, которая бы стала посредником между разными силами района. Получилось так, что этой организацией стали именно мы — «Региональное агентство творческих инициатив». 

Работа в агентстве — моя основная деятельность. Также я читаю лекции, провожу проектные семинары и консультации. За десять лет существования нашей организации было только полтора года, когда я не проводила в агентстве полный рабочий день. Тогда мне предложили работу в муниципальном управлении культуры. Сначала я отказывалась, но потом решила рискнуть, чтобы получить новый опыт и узнать, как работает система изнутри. Одним из первых поручений стала разработка программы развития культуры в Ярославле. Несмотря на то что это был удивительный опыт, долго работать в мэрии я не смогла и вернулась к постоянной деятельности в НКО. 

Первые проекты

С самого первого дня мы старались находить интересных и близких нам по духу партнёров. Так, например, одним из первых проектов стала выставка «PaRome: прибытие в Ярославль итальянского искусства», которую мы организовали совместно с Итальянским институтом культуры в Москве. Директор этого института изучал в Ярославле русский язык. Узнав о нашей деятельности, он предложил поработать вместе. Итальянские коллеги предоставили необходимые материалы — фотографии и кино. Мы же занялись поиском подходящего пространства и уже скоро нашли клуб — полностью стеклянное здание, которое находилось во дворе в центре города. Выставка проходила одновременно и внутри, и снаружи. Во дворе художники создавали инсталляции по итальянским мотивам, здесь же проходили мастер-классы по итальянскому языку, а вечером — показы итальянского социального кино. 

После PaRome мы участвовали в городском фестивале франкофонии, где познакомились с актёрами французского театра из Пуатье. После нескольких встреч мы решили делать совместный проект — перформансы в городской среде. Сначала они приехали к нам, а через год мы отправились к ним. 

Вскоре мы сделали ещё один проект с Итальянским институтом — выставку «Образы мифа», посвящённую Александру Македонскому. Сначала мы думали отказаться от этой идеи, так как нас в первую очередь интересовало современное искусство. Но один из волонтёров, Дэвид Ризенберг, узнав о предложении, сказал: «Александр Македонский всегда бросал вызов — сначала миру, а теперь вам!» И мы решили принять этот вызов и сделать выставку о великом полководце как проект современного искусства. Нашли зал областной библиотеки и превратили его в подобие военного лагеря. Из холстов, на которых были напечатаны итальянские фрески с изображением Александра Македонского, сделали шатёр. Пригласили преподавателей по психологии, философии, истории и иностранным языкам, чтобы они могли читать лекции в шатре на темы, связанные с полководцем. Наши друзья расспросили на камеру прохожих об Александре Македонском и сделали из этого фильм. 

Чтобы провести любую выставку, нужны деньги. Поэтому обычно мы стараемся находить сразу нескольких партнёров, которые могут делать небольшие взносы. Например, для проведения выставки «Образы мифа» мы связались с турагентством, центром иностранных языков и магазином горных велосипедов. В результате на выставке можно было увидеть информацию о туре по странам, в которых бывал полководец, информацию об изучении иностранных языков и горный велосипед, на котором можно было перейти через любой перевал. 

Очень редко мы становились настоящими партнёрами с площадками, на которых делали свои проекты. Наши предложения всегда нарушали их привычный покой. Но со временем нас начали приглашать, просили советов о том, как выйти в город или к аудитории. 

Первое время мы делали по четыре-пять проектов в год. В среднем каждый проект требовал около месяца подготовки. Все заработанные деньги шли на реализацию наших идей, почти никогда не удавалось выделить деньги на заработную плату. С 2008 года наша политика немного изменилась, так как мы решили делать не много маленьких мероприятий, а один масштабный фестиваль длиною в месяц. 

«Архитектура движения»

В Ярославле с 1992 года проходил фестиваль «Искусство движения и танца на Волге». Это был российско-американский проект, который финансировали американские фонды. На две недели к нам в город привозили танцовщиков со всего мира — было очень здорово. Но в 2008 году наступил кризис, фестивалем уже никто не хотел заниматься всерьёз. В результате вместо масштабного мероприятия была только одна площадка в Доме культуры. Люди даже просили вернуть им деньги за билеты. В качестве решения мы предложили возродить фестиваль, но эта идея не получила поддержки. Тогда мы стали думать о своём проекте — о прогулках и новых маршрутах по Ярославлю. В итоге получился фестиваль под названием «Архитектура движения». 

Первая «Архитектура движения» проходила в течение трёх дней. Всем желающим выдавали карты с маршрутами. На каждой карте были обозначены точки, в которых что-то происходило: это мог быть показ современного танца, дискуссия или лекция, причём в самых неожиданных местах, например на подземной автостоянке или в башне во дворе. В промежутках мы устраивали встречи в кафе, где участники могли познакомиться друг с другом и обсудить свои впечатления. На следующий день участников ждал совершенно новый маршрут. Наш фестиваль-путеводитель дал людям возможность лучше узнать родной город и посмотреть на него с другой стороны. 

Каждый год мы переосмысливали формат фестиваля и выбирали новую тему. Как правило, тема — результат многочисленных обсуждений, рабочих встреч и пристального внимания к тому, что происходит в городе. Благодаря такому подходу нам удавалось делать «Архитектуру движения» всегда разной. Например, для проведения второго фестиваля мы собрали единую команду вместе с людьми, которые известны в Ярославле своими проектами.
К сожалению, идей было много, а вот помощь в реализации — минимальной. Тем не менее нам удалось сделать фестиваль длиною в месяц, и каждый день в разных районах города происходило что-то интересное. 

Мы приглашали экспертов для участия в общественной дискуссии фестиваля. В первый раз это был архитектор Юрий Аввакумов, с которым мы говорили о проектировании нового движения в городе и возможности перенаправления потоков людей. На следующий год мы пригласили директора Института культурной политики Михаила Гнедовского, чтобы поговорить о культуре как об инструменте развития территорий. Ещё через год архитектор Юрий Григорян рассказывал о том, как город с большим историческим и культурным наследием может быть современным.

В Ярославле ощущается нехватка людей, способных модерировать общественную дискуссию и генерировать решения и идеи. Но так происходит не только из-за того, что экспертов нет, но и потому, что часто мы не можем узнать о них. Дело в том, что в Ярославле нет городских медиа, которые не имели бы привязки к политике и могли бы открывать интересных людей. 

Textil

Мне нравилось делать городские проекты, но в то же время я понимала, что хочу быть куратором культурного центра. Иногда я даже искала свободные вакансии, но подобных предложений в нашем городе никогда не было. В какой-то момент я поняла, что мне надо самой создать для себя рабочее место. Вместе с ребятами  мы начали искать площадки в городе, вели переговоры и в 2013 году нашли свободное помещение на действующей текстильной фабрике. Это был неотапливаемый склад из качественного кирпича и с красивым деревянным потолком.

Так как мы занимаемся социальными проектами, нам удалось заключить с руководством фабрики договор о намерении. Параллельно мы искали партнёров, которые могли бы помочь со строительством площадки. Довольно быстро появились люди, готовые оплачивать нашу аренду. Впоследствии они создали для этого дела коммерческую организацию, а к концу 2013 года подписали договор об аренде здания на десять лет. Полученные от них деньги фабрика должна была потратить на отопление, но ситуация изменилась. Несмотря на хорошее состояние, здание нуждалось в реконструкции, без которой проведение отопления невозможно. Пока мы занимались проектом реконструкции, законодательство изменилось: к памятникам регионального значения теперь применяется понятие «реставрация». В итоге наш проект уже долгое время находится на согласовании. Естественно, проволочка не понравилась нашим партнёрам, и они решили прекратить сотрудничество, но я надеюсь, что мы ещё будем работать вместе. 

Сейчас мы облагораживаем территорию фабрики и устраиваем различные мероприятия. Каждый месяц мы проводим «Городские выходные», в рамках которых стараемся бороться со стереотипом ярославцев о том, что выходные можно проводить только за городом. Мы приглашаем в «Текстиль» различные сообщества: экологов, которые устраивают игры, связанные с экомышлением, для детей и их родителей; людей, которые занимаются терапией с собаками и учат преодолевать страх перед этими животными; молодых писателей, а также многих других. На «Городских выходных» есть лекторий, ярмарка с местными лавочками, семейные кафе и игровые зоны для детей. С каждым годом к нам приходит всё больше людей — как посетителей, так и участников.

Помимо «Городских выходных», на «Текстиле» проходили конференции, мастерские, книжные ярмарки, литературные фестивали, фестивали уличного танца и театра, концерты и различные праздники. Мы стараемся идти навстречу, если чувствуем, что у людей есть запрос на какое-то мероприятие, которое будет интересно и нам.

Новый Ярославль

Перед проведением первого фестиваля «Архитектура движения» мы пытались заручиться поддержкой властей. Но в каждом из многочисленных кабинетов нас встречали с недоумением, так как не могли поверить, что молодые люди думают о городе и хотят что-то в нём делать. Со временем администрация поняла, что мы не просто играем, а действительно делаем для Ярославля что-то важное. Мы стали получать от них небольшие гранты, но говорить о реальном сотрудничестве пока нельзя. Они знают, что даже без субсидий мы не отказываемся от задуманных проектов, поэтому далеко не всегда нас поддерживают. 

С другой стороны, есть молодёжь, которой важно то, что мы делаем. Многие говорят, что Ярославль им нравится только в сентябре, когда проходит фестиваль. Здорово, что наша деятельность вдохновляет людей на собственные проекты. Например, в фестивале участвовал Игорь Кузнецов, который позже возглавил танцевальное движение буги-вуги, в рамках которого молодые люди танцуют с пожилыми в разных точках города. 

Городская администрация тоже во многом использует наш опыт. Например, на День города они сделали маршруты, которые мы проводили ещё в 2008 году. При этом событие подавалось как что-то новое, никто не говорил: «Вот у ребят был позитивный опыт, которым мы хотим воспользоваться». Подобная история и с «Городским пикником», который мы устраивали в 2011 году, а власти решили провести сейчас. 

Не знаю точно, приходят ли к нам какие-то тенденции из Москвы, у местных властей нет ресурсов на их реализацию. Но могу сказать, что мы сами ни на что не ориентировались, а просто шли от ситуации, которая была в городе. Копирование отдельных элементов мне кажется наивным: у всего есть сильные стороны, и надо не копировать что-то чужое, а развивать своё. 

Как самостоятельно изменить город?

Мне кажется, всегда нужно идти от обстоятельств. Людям, которые хотят впервые попробовать свои силы, я всегда советую начинать со своего двора. Прежде всего необходимо провести исследование: составить карту двора, посмотреть, из каких частей он состоит, какие в нём есть минусы и плюсы. Лучше выбрать сразу несколько критериев: безопасность, комфорт и так далее. Затем следует посмотреть, как именно люди пользуются этим двором по времени в зависимости от дня недели и времени года. Стоит обсудить с соседями, чем им нравится или не нравится это общественное пространство, к какой деятельности они готовы подключиться. После этой работы можно приступить к формулировке задачи преобразования. Ещё очень здорово, если человек, который хочет что-то изменить, не берёт на себя все роли, а распределяет их между другими людьми. 

Мне очень нравится идея создания общественно-культурного центра для двора. В Стокгольме в каждом квартале есть так называемые «общественные гостиные», где соседи могут собраться, провести вместе время, обсудить насущные проблемы или даже пригласить друг друга в кино или на бокал вина. У нас часто говорят о европейцах как об единоличниках, но, в отличие от нас, они понимают выгоду от тесного общения с соседями. Ведь так можно гораздо быстрее и легче решать проблемы, например, благоустройства общего двора. 

Для тех, кто хочет пойти дальше и создать культурный центр, мы составили методичку «Культурный центр в регионах», которую можно найти в свободном доступе в интернете. Основное в подобных проектах — выбрать место, которое способно быть общественным пространством. Затем необходимо найти людей и создать шестерёнки, благодаря которым центр будет работать. Дальнейшие действия зависят от обстоятельств. 

Планы

В будущем мы хотим продолжать свою деятельность, но так, чтобы молодые люди из нашей команды занимались организацией мероприятий для горожан, а мы с Серёжей больше работали в сфере искусства. Из ближайших проектов — совместный курс с онлайн-школой Института «Стрелка» Vector: вместе мы снимем видео о «Текстиле» и на этом примере расскажем, как делать городские проекты. 

Честно говоря, я всё время думаю, зачем мне всё это. Если говорить метафорически, для меня деятельность в «Региональном агентстве творческих инициатив» — это как доступ к главным городским часам, словно сам решаешь, с какой скоростью всё должно развиваться. Видеть, как благодаря твоей команде изменяется среда и люди, — волшебное чувство. Кроме того, мне очень важно было создать благоприятную среду как для себя самой, так и для других горожан. В Ярославле огромная утечка людей, и с самого начала мы с Серёжей хотели предложить творческим людям причину остаться. Мы остались. И не мы одни. 


Фотографии: обложка – институт «Стрелка», 1-8 – TEXTIL