31 августа новым губернатором Петербурга стал Георгий Полтавченко. Он уже успел обозначить главные задачи на ближайшее время: решение проблем ЖКХ, подготовку Петербурга к зиме, решение проблем транспортной и дорожной инфраструктур. За неделю до его назначения The Village решил собрать пособие для нового градоначальника и запустил голосование «Чего не хватает в Петербурге?».

Читатели голосовали за то, что их действительно волнует в каждой из городских сфер, с помощью кнопки Like, а также могли оставить свои предложения в комментариях. В первой части итогов опроса* — три самых популярных пункта в инфраструктуре, транспорте, туризме, экологии и архитектуре, а также комментарии экспертов.

 
Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 1.Пособие для нового губернатора: Чего не хватает в Петербурге?

Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 2.Итоги голосования взяты с учетом показателей от 31 августа

 

ОГЛАВЛЕНИЕЧего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 3.

 

Часть первая:
Инфраструктура
Транспорт
Туризм
Экология
Архитектура

 

Часть вторая:
Политика
Общество / Социальная жизнь
Еда
Общественные пространства
Торговля

 

Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 4.

ЭКСПЕРТЫ:

Андрей Костюченко, Дмитрий Артамонов, Светлана Морозкина,
Александр Карпов, Сергей Скрибо, Марк Калинин, Андрей Калих, Олег Паченков,
Валентин Семенов, Фёдор Горожанко, Сергей Корнеев, Виктор Резунков

Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 5.



ИНФРАСТРУКТУРА


Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 6. 
Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 7.

 

   
Современная система ЖКХ. Петербург входит в число регионов, получивших самую большую финансовую помощь из Фонда содействия реформированию ЖКХ в 2008–2011 годах — 8,1 млрд рублей. Но еще в прошлом году город почти полностью израсходовал лимит финансирования. Тем не менее главные проблемы последних зим — протекающие крыши, наледи и расчистка города от снега — так и остались нерешёнными. Работы на одной и той же крыше производили по 2–3 компании, в итоге никто не нёс ответственность за протечки. После гибели шестилетнего ребенка от падения сосульки этой зимой в нескольких районах развернулась целая война жилкомсервисов, обслуживающих дома, наблюдались случаи переманивания дворников.


Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 8. 
Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 9.

 

   
Пандусы для инвалидов. В Петербурге проживают 750 тысяч инвалидов, из них около 9 тысяч — инвалиды–колясочники. Летом 2011 года нескольких людей с ограниченными возможностями сотрудники метрополитена не пустили в подземку, сославшись на документы от завода-изготовителя эскалаторов, продукция которого не предназначена для перемещения инвалидных колясок. Для спуска с метро, как выяснилось, нужен специальный лифт, который есть только на станции «Парнас». Чиновники уверяют, что можно использовать наземный транспорт: каждый второй автобус, каждый третий троллейбус и каждый пятый трамвай в городе с низким пандусом.


Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 10.
Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 11.

 

   
Беспроводной интернет в городе. Примеров общественного Wi-Fi в городе немного. На вокзалах доступа к интернету нет, хотя разговор об этом начался в 2007 году. В терминалах аэропорта Пулково подключиться к сети можно только в бизнес-залах или после паспортного контроля, но скорости работы в сети по-прежнему низкие. Единственное общественное пространство с открытой сетью — летний проект «Новая Голландия». Также беспроводной бесплатный интернет проведён в Нижнем парке в Петергофе.

 



МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:

Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 12.ФЕДОР ГОРОЖАНКО

Редактор сайта «Заливает.Спб»

 

«Изначально необходимо, чтобы город оставил управляющие компании ЖКХ, дал им возможность самостоятельно развиваться. Тогда они будут небезответственно относиться к выполняемым работам. Контроль над выбором подрядчиков для ремонтных работ по городу и расходом бюджетных средств должен осуществляться горожанами. Ведь нередко объявляются конкурсы, победители, распределяются деньги, но до ремонта дело не доходит. Пандусами для инвалидов, к примеру, должны заниматься муниципалитеты».

 

ОСТАЛЬНЫЕ ПУНКТЫ:

  • Децентрализация города, развитие районов — 143 лайка
  • Единая социальная карта петербуржца — 77 лайков

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:

«Закрытие атомной станции Сосновый Бор, создание береговой линии ветровых станций вдоль Финского залива» 
— Kostya-mitenev



ТРАНСПОРТ


Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 13.
 Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 14.

 

   
Велоинфраструктура. В городе не хватает велодорожек, велопарковок и велопрокатов. Велосипед пока не воспринимается как серьёзное транспортное средство — в прошлом году в городе зафиксировано более 300 ДТП с участием велосипедистов. Власти неоднократно высказывались за необходимость организации велодорожек, но сделаны они только в некоторых парках. Валентина Матвиенко предлагала и депутатам пересесть на двухколёсный вид транспорта, но безуспешно. Сегодня среди инициатив — открытие сети велодорожек и велопарковок к 2013 году во Фрунзенском районе. А пока ГИБДД рекомендует велосипедистам надевать яркую, отсвечивающую одежду.


Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 15.
 Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 16.

 

   
Новые станции метро. К 2025 году в Петербурге планируют построить 45 новых станций, но процесс идёт медленно. За последние 5 лет открыли «Парнас», «Спасскую», «Звенигородскую», «Волковскую», «Обводный канал». Без метро остаются 6 отдаленных районов — Красносельский, Колпинский, Кронштадтский, Курортный, Петродворцовый. Станции «Бухарестскую» и «Международную» вместо обещанного 2010 года должны открыть в 2012-м. Только в конце 2011-го заработает «Адмиралтейская» в центре. В проекте развития метро есть и кольцевая линия, однако ориентировочные сроки её открытия не указаны.

Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 17.

 Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 18.

 

   
Общественный транспорт. Основные претензии к общественному транспорту в Петербурге — низкая скорость и недостаточное количество средств передвижения. Не раз поднимался вопрос о ночных маршрутах, так как вход в метро закрывается в 00:15. Раньше Петербург считался трамвайной столицей, но в 2007 году количество трамваев свели к минимуму. По мнению властей, трамваи ухудшают транспортную ситуацию. В итоге сложный трамвайный перекрёсток на Васильевском острове, внесённый в Книгу рекордов Гиннеса, ликвидировали, а множество трамвайных путей демонтировали, при этом альтернатив так и не было предложено. Сокращение числа троллейбусов — также один из способов борьбы с пробками. Обещано, что их заменят легкорельсовые трамваи. В планах до 2025 года — появление больше 160 выделенных полос для общественного транспорта.

 



МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:

Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 19.АНДРЕЙ КОСТЮЧЕНКО

Инженер ЗАО «Петербургский НИПИград», градостроитель

 

«В Петербурге не хватает новых станций метро. Также необходимо ограничить въезд в центр города и сделать больше функционирующих парковочных мест и в центре, и в спальных районах города. Велоинфраструктура должна стоять на первом месте: обустроить нужно не только велодорожки, но и нормальные переезды. Стоит увеличить также количество остановочных пунктов. Все маленькие маршрутки необходимо убрать, ремонтировать старые дороги, опираясь хотя бы на финский опыт. А компании, которые осуществляют ремонт, должны предоставить гарантии, что 5 лет дороги точно просуществуют. И комитет по транспорту все эти работы должен согласовать с другими городскими комитетами. Ведь нередко бывает: сделают новую дорогу, а через несколько дней ее уже вскрывают, так как обнаружили разрыв линий связи. Время движения общественного транспорта меня устраивает. Хорошо, что из центра города я могу доехать до Калининского района на трамвае и после 12 ночи, но нужно, чтобы транспорт ходил во все районы города. Помимо этого, должен быть принят закон, регулирующий цены на такси по городу, сейчас оно у нас нереально дорогое».

 

ОСТАЛЬНЫЕ ПУНКТЫ:

  • Новые развязки и ремонт старых дорог — 149 лайков
  • Автостоянки — 118 лайков
  • Закрытие центра города для частного автотранспорта — 104 лайка
  • Вторая кольцевая автодорога — 31 лайк

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:

«Low cost airport/airlines»
— Russu_russu
«Подземный переход на „Площади Восстания“. Подземный переход из центра на В. О. и П. С.
Велодорожки по центру проезжей части всех проспектов города»
— Kostya-mitenev



ТУРИЗМ


Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 20.
 Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 21.

 

   
Налаживание паромного сообщения. Сегодня из Петербурга ходят прямые паромы в Стокгольм, Хельсинки, Таллин и Любек. Паромное сообщение с Любеком действует 14 лет, с Хельсинки — с 2010 года, а со Стокгольмом и Таллином — с апреля 2011-го. Отправляются паромы 2–3 раза в неделю. Линией Санкт-Петербург — Любек владеет компания Finnlines, остальными — St. Peter Line, почти монополист в сфере паромного сообщения с Европой.


Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 22.
 Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 23.

 

   
Продуманная навигация по городу. В декабре 2008 года в петербургском метро появились указатели на английском языке. Информационные стенды с картой города и телефонами первой необходимости стоят в основном у станций метро. Дорожных указателей тоже немного, направляют они к основным достопримечательностям и важным городским объектам (больницам, отделениям полиции, моллам, туалетам). Туристам помогает «Служба Ангелов» — её сотрудники в униформе бесплатно дают справочную информацию на улицах города, в том числе на иностранных языках, но у них всего 7 точек дежурства.


Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 24.
 Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 25.

 

   
Брендинг города. В России брендинг есть у Смоленска, Перми и Олимпиады-2014 в Сочи. Бренд города помогает рекламировать туристические продукты, сделать город узнаваемым. В Петербурге делались попытки создания позитивного образа города. Примером может служить серия плакатов «Петербург — город культуры», появившихся этим летом, однако официальных цветов и дизайна для города никто не разрабатывал.

 



МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:

Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 26.СЕРГЕЙ КОРНЕЕВ

Вице-президент, директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии

 

«Санкт-Петербург и туризм — неразделимые явления. Как бы нам ни хотелось трактовать город, его миссия — туризм, именно туристическим центром его и создавал Петр I. У города есть очевидные преимущества, и их необходимо монетизировать. Ежегодно к нам приезжают около 5 миллионов туристов, а это 5 миллионов инвесторов. Туризм увязан с градостроительными решениями, исторический центр сегодня полностью туристический. Туризм, например, сыграл роль в расселении коммуналок, которые сегодня превращены в мини-отели. И сегодня необходимо развивать районы, строить там новые центры культурной жизни, превращать промзоны в кафе, рестораны, лофты, гостиницы, развивать пригороды. Известных музеев всё равно недостаточно, если мы хотим, чтобы туристы приезжали к нам на каждые выходные. Нужны и новые технологии, чтобы иностранцы не боялись бронировать через интернет петербургские гостиницы, заказывать билеты на различные мероприятия. Было бы отлично, если бы в городе появились механизированные киоски, которые выдавали бы карты. Нужна нормальная система ориентирования по городу: указатели, специальные турзнаки, своего рода пиктограммы. Не хватает возможностей для любого кошелька добраться до города: недостаточно развито паромное сообщение, автобусное движение. Чтобы привлечь лоукостеров, необходимы или другой аэропорт, или специальные возможности для них. Количество гостиниц за последние годы увеличилось, но по сравнению с европейскими городами их всё равно мало. Должны появляться концептуальные отели, кемпинги. Лучшей рекламой для города являются международные деловые встречи, какое бы неудобство они ни приносили горожанам. Это отличный способ привлечь в Петербург крупнейшие международные телекомпании. Также нужно ориентироваться не только на иностранцев, но и на жителей других городов России».

 

ОСТАЛЬНЫЕ ПУНКТЫ:

  • Система аудиоинформирования на двух языках в общественных местах — 114 лайков
  • Отели и хостелы — 102 лайка
  • Создание единого портала для туристов — 81 лайк

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:

«Социально-финансовое стимулирование обслуживающего персонала города в сфере сервиса. Стимулирование сферы дизайна, моды, масс-медиа и информационного эксклюзива. Немедленная замена битых, грязных и написанных безграмотным шрифтом лайтбоксов (хотя бы на Невском!)»
— Kostya-mitenev



ЭКОЛОГИЯ


Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 27.
 Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 28.

 

   
Системы переработки мусора. Петербург производит около 8,5 млн отходов год. Из них на переработку идет только 2 млн, остальное складируют на двух городских полигонах, место на которых, по прогнозам, должно кончиться через 2 года. В городе работает 2 завода по переработке мусора и строится еще один за 300 млн евро. Городская программа раздельного сбора мусора официально провалилась: главной преградой стал вывоз раздельно собранных отходов и утилизация лампочек и батареек. Программа стоила 8 миллионов рублей.


Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 29.
 Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 30.

 

   
Экологическое образование населения. В городе работает несколько эколого-просветительских организаций, которые занимаются пропагандой идей устойчивого развития и экологических ценностей. Среди них Гринпис, «Мусора. Больше. Нет», «Беллона». Основные темы, которые они затрагивают с помощью городских акций, мастер-классов и информирования, — раздельный сбор мусора и экономное расходование ресурсов, в том числе водных.


Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 31.
 Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 32.

 

   
Вывод всех производств за черту города. Вопрос о выводе производств из центра города встал перед Петербургом около 30 лет назад, когда стало понятно, что мощности заводов растут, а энергии не хватает. Валентина Матвиенко активно говорила о выводе производств за город в рамках экономической концепции, экологи же настаивали на экологической составляющей, так как основные отрасли промышленности в городе — пищевая и машиностроение. К примеру, сейчас в Петербурге работают «Адмиралтейские верфи», «Балтийский завод», «Ленинградский металлический завод», «Электросила», «Кировский завод».

 



МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:

Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 33.ДМИТРИЙ АРТАМОНОВ

Руководитель петербургского отделения Greenpeace

 

«Не хватает правильного управления со стороны исполнительной и законодательной власти в отношении экологии. Функции, которые на них возложены, не выполняются, вопросы здоровья и окружающей среды стоят ниже, чем вопросы обогащения. Мощности по переработке мусора, к примеру, в городе есть, но нужен раздельный сбор мусора — специальные баки для разных видов отходов, чтобы их можно было переработать. В Петербурге было объявлено, что будет раздельный сбор мусора, были завезены баки, но со стороны власти нет абсолютно никакого контроля. Мусоросжигательные заводы приведут к еще большему отравлению воздуха, а это, в свою очередь, к увеличению онкологических и других заболеваний. Но властям выгоднее построить один большой подобный завод, чем заниматься организацией раздельного сбора мусора. Чиновникам не хватает экологического образования и понимания экологических проблем. Когда говорится о выводе производств за черту города, решаются скорее финансовые вопросы. Необязательно выводить их за город, ведь существуют технологии, позволяющие снизить воздействие промышленных предприятий на окружающую среду. Каждое предприятие должно понимать, что если оно, например, сбросит отходы в реку, то его поймают и наложат огромный штраф. У нас же всё это происходит безнаказанно. А те, кто внедряет новые технологии, не получают никаких бонусов или льгот. Так что у нас все технологии на уровне 80-х годов».

 

ОСТАЛЬНЫЕ ПУНКТЫ:

  • Энергосбережение — 96 лайков

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:

«Только умное освещение! Чтобы лампочки горели только тогда, когда во дворе есть люди. То же самое нужно сделать и в подъездах, а то не экономно энергия расходуется!»
— Elenka-yaa



АРХИТЕКТУРА


Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 34.
 Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 35.

 

   
Сохранение исторического центра города. За 2003–2010 годы снесено более 100 исторических зданий, в том числе пять на Невском проспекте. Некоторые здания разрушены и перестроены только с сохранением стилизованного под исторический фасада, на других надстроены стеклянные мансарды. Появился официальный термин «градостроительная ошибка». В то же время были попытки исключить Санкт-Петербург из списка исторических поселений. Всё это грозит исключением исторического центра Петербурга из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО.


Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 36.
 Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 37.

 

   
Реставрация памятников архитектуры. Многие памятники архитектуры требуют срочного ремонта. Специалистов беспокоит неопрятный внешний вид некоторых исторических зданий и то, что иногда они представляют настоящую опасность для людей. В последние годы нередки случаи осыпания штукатурки, лепнины и кирпичей с фасадов домов, а также обрушения целых балконов. Большая часть зданий в историческом центре города имеет покрытые штукатуркой фасады, требующие регулярного обновления.


Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 38.
 Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 39.

 

   
Жёсткий высотный регламент. По мнению ЮНЕСКО, текущий регламент слишком либерален: в центре позволено строительство зданий высотой до 40 метров при высоте исторической застройки не более 24 метров. К тому же строительные компании успели возвести объекты, превышающие высотный регламент. При этом Госстройнадзор считает, что они имеют право довести до конца стройку объектов, заложенных с нарушением текущего регламента (хотя один случай уменьшения уже выстроенного здания есть — это новое здание Биржи). Ради строительства «Охта-центра» экс-губернатор пошла на изменение законов о высотном регламенте Санкт-Петербурга, но Верховный суд отменил это решение весной 2011 года, а небоскрёб перенесли в Лахту, его проект пока согласовывают.

 



МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:

Чего не хватает в Петербурге? (Часть 1). Изображение № 40.АЛЕКСАНДР КАРПОВ

Директор Центра экспертиз ЭКОМ

 

«В Петербурге в первую очередь не хватает мозгов. Современная архитектура — это уникальное явление, а не просто самовыражение какого-нибудь художника. И она должна вписываться в уже существующую среду и традиции, насчитывающие несколько сотен лет. Современная архитектура — это и умение соотносить различные контексты. Этого в Петербурге не хватает. „Сохранение исторического центра“ уже стало выражением-символом, за которым стоит определенная культурная позиция. Также это основа идентичности петербуржцев и вообще очень сильный момент в идентичности России. Санкт-Петербург — это визитная карточка страны. И трудно представить Россию без исторического центра Петербурга. Необходимо сохранять не только исторические здания, но и культурную ауру».

 


 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:

«Скорей постройте и достройте то, что очень долго строится: стадион, Мариинку, аэропорт и так далее»
— Pavel-tarasov
«Создать судебный прецедент с реальным уголовным сроком конкретному должностному лицу, подписавшему разрешение на снос дома в историческом центре СПб»
— Ekaterina-kanovich

 

Читайте вторую часть итогов опроса
«Чего не хватает в Петербурге?»