В 2013 году начнется реконструкция Политехнического музея, которая продлится 5 лет — на это время все экспонаты перевезут в павильоны ВВЦ. Открытый конкурс на проект реконструкции музея был объявлен Фондом Политехнического музея весной этого года, и сейчас в Политехе проходит выставка архитектурных проектов. Определит победителя 29 сентября попечительский совет Фонда развития музея, в качестве консультанта выступает Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». The Village побывал на выставке, узнал подробнее обо всех четырех проектах и поговорил с архитектурным критиком Григорием Ревзиным о их плюсах и минусах. 

 

ЗАДАЧИ КОНКУРСА:

  • превратить внутренние дворы в «Город инноваций» и «Площадь инноваций»;
  • спроектировать учебные пространства и библиотеку;
  • сохранить историческое здание, одновременно сделав его современным;
  • увеличить площадь экспозиции.

 

 

ПРОЕКТ #1: ARUP СОВМЕСТНО С
NAOKO KAWAMURA & JUNYA ISHIGAMI (ЯПОНИЯ)

КОНЦЕПЦИЯ: МУЗЕЙ-САД

 

Теория вероятности: 4 проекта реконструкции Политехнического музея. Изображение № 1.

 

ARUP — крупная международная инженерная компания, имеющая представительства в 37 странах. Основана в 1946 году в Лондоне. Получила свое название от имени создателя Сира Ове (Sir Ove Nyquist Arup), англо-датского инженера. Сегодня компания занимается архитектурой, строительством, дизайном и консалтингом. Один из самых заметных проектов — знаменитый Дом Оперы в Сиднее, построенный в 1973 году. 

Теория вероятности: 4 проекта реконструкции Политехнического музея. Изображение № 2.

 

Дзюнья Исигами (Junya Ishigami) — японский архитектор, родился в 1974 году. Совместно с Наоко Кавамура (Naoko Kawamura) спроектировал павильон Технологического института Канагавы и магазин Yohji Yamamoto в Нью-Йорке. 
Теория вероятности: 4 проекта реконструкции Политехнического музея. Изображение № 3.

Японские архитекторы предлагают идею музея-сада: вырыть под зданием четырёхметровый котлован до самого основания и разбить под ним парк. Фактически территория объединится с двумя парками по обеим сторонам музея и станет единым зелёным массивом. Это обеспечит удобный подход к зданию. Высадить деревья планируют и вокруг музея, и во внутренних дворах. Гулять в парке смогут все желающие. Cоздание крыши над внутренними дворами может полностью изменить привычный вид здания, поэтому архитекторы предлагают использовать прозрачную, почти незаметную кровлю из специальной плёнки — внутри круглый год будет поддерживаться микроклимат. Исторический облик Политехнического музея архитекторы предполагают полностью сохранить и передать реставраторам.

 


 

Теория вероятности: 4 проекта реконструкции Политехнического музея. Изображение № 6.

 

Григорий Ревзин: «Дзюнья Исигами — очень модный на сегодняшний день архитектор, можно сказать, надежда современной архитектуры. Он предлагает идею музея-парка. Музей автоматически становится активной частью городской среды. В принципе, этот подход самый модный на сегодняшний день, потому что здесь предлагается другой путь к восприятию техники, нежели мы привыкли. Это то, что называется сегодня friendly, то есть техника не пугает и не побеждает природу, а сливается с ней. Буквально растёт, как травка в саду. 
Если говорить об образе музея, который здесь возникает, то это напоминает археологические раскопки, когда опускается уровень здания на несколько метров, показывается историческая отметка, где он стоял, и как бы снимается культурный слой. Этот проект отлично решает первый вопрос, связанный с коммуникацией в городе, — он его органично вписывает в жизнь города».

 


 

 

ПРОЕКТ #2: «СТУДИЯ 44» (РОССИЯ)

КОНЦЕПЦИЯ: МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНОЕ
ЗДАНИЕ С АТРИУМАМИ И ПЕШЕХОДНЫМИ ПАССАЖАМИ 

 

Теория вероятности: 4 проекта реконструкции Политехнического музея. Изображение № 7.

 

Российская «Студия 44» основана в 1991 году, это одно из первых частных архитектурных бюро в Санкт-Петербурге. Возглавляет его Никита Явейн, экс-глава городского комитета контроля и охраны памятников истории и культуры. Один из наиболее заметных проектов студии — масштабная реконструкция залов Главного штаба для музейного комплекса Эрмитажа. Кроме того, среди проектов компании числятся реконструкция «Новой Голландии» и проект транзитного Ладожского вокзала.

 

Теория вероятности: 4 проекта реконструкции Политехнического музея. Изображение № 8.Теория вероятности: 4 проекта реконструкции Политехнического музея. Изображение № 9.Теория вероятности: 4 проекта реконструкции Политехнического музея. Изображение № 10.

Российские участники конкурса из бюро петербургского архитектора Никиты Явейна предлагают сделать вход в музей через метро: для этого должен появиться новый переход от «Лубянки» до «Китай-города» с ответвлением к подвалу Политехнического. Исторически сохраняется только фасад: все внутренние стены предлагают снести, оставив только основания. Главным недостатком нынешнего здания Никита Явейн считает отсутствие внутренней связи, когда в разные части музея приходится заходить с разных подъездов. Столь радикальное решение позволяет сделать музей циркулирующим, с панорамными лифтами и «передвижными театральными ложами», которые также могут служить витринами для экспонирования различных объектов.

Освобожденное от старых стен здание получается универсальным пространством для выставок. Внутренние дворы сделают крытыми атриумами с просторными пешеходными пассажами и двумя центральными площадками: «Городом инноваций» и «Площадью инноваций». Застеклят и часть тротуара со стороны Новой площади — под «колпаками» тоже можно будет выставлять экспонаты.

 


 

Теория вероятности: 4 проекта реконструкции Политехнического музея. Изображение № 12.

 

Григорий Ревзин: «Это единственный российский архитектор, имеющий недавний опыт реконструкции большого государственного музея. Никита Игоревич выступил здесь как очень радикальный человек, решающий большие государственные задачи. Предложение у него замечательное, но как его решать, пока совершенно непонятно. Через этот переход идут тысячи людей каждый день, и музей автоматически становится центром района. Разумное с точки зрения транспорта и доступности предложение трудно осуществимо: я не представляю, как Министерство культуры будет решать вопрос с руководством метрополитена, это вообще разные финансовые задачи. 
Также у Никиты Игоревича очень радикальный подход и к исторической части здания: если Исигами говорит, что всё надо оставить реставраторам, то несмотря на то, что Никита Игоревич был председателем петербургского Главного управления охраны памятников, к этому памятнику он относится жестко. С точки зрения музейной функции свободные пространства без стен — это великолепно, но с точки зрения охраны памятников — караул». 

 


 

 

ПРОЕКТ #3: LEESER ARCHITECTURE (США)

КОНЦЕПЦИЯ: «НЕБЕСНАЯ ГАЛЕРЕЯ» 

 

Теория вероятности: 4 проекта реконструкции Политехнического музея. Изображение № 13.

 

Leeser Architecture — американское архитектурное бюро, известное своим инновационным подходом к дизайну и интеграцией новых технологий в физическое пространство. Основано в 1989 году архитектором Томасом Лизером, который и является главой компании на сегодняшний день. Среди крупных проектов бюро — Олимпийская деревня в Куинсе (США), жилая комплексная резиденция «Оазис» (Дубай, ОАЭ), Музей искусств (Лонг-Бич, Калифорния), Центр биотехнологий Университета имени Гете (Франкфурт-на-Майне, Германия).   

 

Теория вероятности: 4 проекта реконструкции Политехнического музея. Изображение № 14.

Проект американских архитекторов в чем-то повторяет японцев: здесь также появляется нижний цокольный этаж, только без парка, а со свободным входом. Кроме того, добавляется ещё один этаж сверху — огромный стеклянный купол под названием «Небесная галерея», откуда открывается вид на весь центр. Это превратит Политех в важную туристическую достопримечательность, а также даст музею дополнительное выставочное пространство. Чтобы подчеркнуть галерейность нынешнего здания, через центральные зоны музея проведут «Прямую знаний и идей». Внутренний двор инноваций оснастят гидравлическим полом с электронным управлением, так что пространство сможет изменяться в зависимости от события. В итоге Политехнический может быть не только выставочной зоной, но и клубом, площадкой для концертов, показов мод и других культурных мероприятий.

 


 

Теория вероятности: 4 проекта реконструкции Политехнического музея. Изображение № 16.

 

Григорий Ревзин: «В центре Москвы вообще есть проблема, что на него трудно посмотреть сверху — стеклянный этаж решает эту проблему. Это, конечно, дико современно и создает музею городскую идентичность и узнаваемость. Подобная конструкция была реализована несколько лет назад в музее Акрополя, рядом с Парфеноном — это действительно такой большой аттракцион. И хотя касательно таких больших кусков стекла есть сомнения (разве их можно делать такими большими?), но такую конструкцию вполне можно сделать, немного изменив проект. Проблема в том, что силуэт музея сильно изменяется, а он является объектом охраны».

 


    

    

ПРОЕКТ #4: NEUTELINGS RIEDIJK ARCHITECTS И
«ПРОЕКТ МЕГАНОМ» (НИДЕРЛАНДЫ-РОССИЯ)

КОНЦЕПЦИЯ: СТЕКЛЯННЫЙ ЗАЛ
В ВИДЕ РАКЕТЫ В ЗДАНИИ МУЗЕЯ

 

Теория вероятности: 4 проекта реконструкции Политехнического музея. Изображение № 17.

 

Neutelings Riedijk Architects — голландская архитектурная компания, основанная в начале 1990-х годов. Среди реализованных проектов студии — Нидерландский институт образа и звука, Музей «Ан де Стром» в Бельгии, Международный центр танца и музыки в Гааге. 

Теория вероятности: 4 проекта реконструкции Политехнического музея. Изображение № 18.

 

«Проект Меганом» — российское архитектурное бюро. Создано в 1999 году Юрием Григоряном, Александрой Павловой, Ильей Кулешовым и Павлом Иванчиковым. Сегодня «Меганом» входит в число самых востребованных творческих групп России. На счету компании — десятки реализованных проектов, победа во многих профессиональных конкурсах. В 2007 году по версии фестиваля «Арх-Москва» признано лучшим архитектурным бюро столицы. Среди крупных проектов значатся универмаг «Цветной» и проект реконструкции здания речного вокзала в Перми.

 

Теория вероятности: 4 проекта реконструкции Политехнического музея. Изображение № 19.

Совместный проект голландских и российских архитекторов предполагает создание пешеходных пассажей по всей площади музея. Под землей построят паркинг, через который можно попасть во внутренний двор и оттуда на экспозицию. Все тротуары вокруг Политеха засадят деревьями и таким образом соединят скверы от Лубянской до Славянской площадей, спрятав музей в новой зелёной зоне. Главная особенность проекта — это гигантский стеклянный зал, напоминающий ракету и помещенный на крышу. Так новое пространство станет ещё одним полноценным выставочным залом с отличным видом на город. Архитекторы также предлагают углубить основание здания и сделать там свободные дворы.

 


 

Теория вероятности: 4 проекта реконструкции Политехнического музея. Изображение № 26.

 

Григорий Ревзин: «Голландские и российские коллеги делают проект, в принципе, очень похожий на американский. Принципиальная разница тут в том, что здесь не просто прямоугольный зал, а гигантская ракета, что-то типа космического корабля, приземлившегося на здание. Эффектно, но не совсем ново: такая вещь была построена лет семь назад в одном английском научно-техническом музее, у них там таким образом был сделан павильон космоса.
Это достаточно рискованная конструкция: с одной стороны, очень приятно и красиво, когда такое строят, с другой стороны, страшно, что это всё к черту упадет. Поэтому мне кажется, что он не такой практичный, как американский: там просто куб на музее, а здесь целая ракета, которая держится даже не на здании, а на стеклянной кровле. В этом плане американский проект безопаснее, хотя по эффектности не уступает. Тем более этот проект мне кажется достаточно агрессивным для Москвы».