27 сентября администрация международного аэропорта Домодедово презентовала концепцию стратегического развития на ближайшие 20 лет. В будущем вокруг транспортного узла может появиться аэротрополис. В радиусе 25 км вокруг Домодедова собираются создать «градостроительное образование» с жилыми зданиями, отелями, бизнес-парками, промышленными зонами, торговыми и развлекательными центрами, гипермаркетами, фабрикой бортового питания, медучреждениями и вузами. Консультантом проекта выступил профессор университета Северной Каролины и автор теории аэротрополисов Джон Касарда.

Будущая инфраструктура аэротрополиса Домодедово. Изображение № 1.Будущая инфраструктура аэротрополиса Домодедово

Площадь аэротрополиса Домодедово может составить около 14 тысяч гектаров. Это положительно скажется на экономическом развитии как самого аэропорта, который сегодня является крупнейшим в стране и ежегодно обслуживает более 20 миллионов пассажиров, так и всего региона. Сегодня на запланированной для строительства территории располагаются не только села, но и города Бронницы, Климовск, Щербинка, Подольск, а также часть Москвы и Бирюлевский лесопарк. Что будет с поселениями в случае реализации проекта, пока непонятно.

Вокруг Домодедова могут построить новый город. Изображение № 4.

 

Марина Бурыкина, главный архитектор аэропорта Домодедово: «Мы добавляем много зон озеленения, новые кафе, рестораны — всё, что позволит жителям ближайших жилых пунктов пользоваться этим местом для прогулок, посещений, развлечений. Внешне это будет напоминать скорее средиземноморский город, что позволит легче расслабиться пассажирам».

Зона аэротрополиса Домодедово. Изображение № 5.Зона аэротрополиса Домодедово

По мнению авторов концепции, аэротрополис Домодедово станет крупнейшим экономическим центром, который поможет развитию международных связей и авиации, а также привлечет иностранных инвесторов. Строительство аэротрополиса оценивается в 30 миллиардов долларов, но уже определились первые партнеры в развитии инфраструктуры будущего города. Ими стали компании «ПепсиКо», «Мультиплекс», «Коалко Девелопмент», строящийся на территории Домодедова логистический центр «Белые столбы», технопарк «Кузьминское» и промышленный комплекс «Вельяминово». 

Создание аэротрополиса предполагает реконструкцию и самого аэропорта Домодедово: его оснастят многоуровневыми паркингами, построят отдельную ТЭЦ, проведут капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы и перрона. Кроме того, запланировано строительство новой полосы и пассажирского терминала, а имеющийся грузовой терминал значительно расширят.

Вокруг Домодедова могут построить новый город. Изображение № 6.

 

Джон Касарда, профессор, автор теории аэротрополиса: «Аэротрополис — это стратегический подход к развитию аэропорта. И я уверен, что он способен принести благо как Москве, так и в целом России. Такая модель становится привлекательной для многих аэропортов мира. Раньше аэропорты были при городах и служили городам, а теперь они становятся городами сами. Это серьезно влияет на мир. Аэропорты становятся не пунктом отправления, а пунктом назначения. Я считаю, что у Домодедова есть прекрасная возможность построить аэротрополис. Для этого у аэропорта есть главное — 14 тысяч гектаров свободных площадей, и я уверен, что в новом городе захотят разместить свои офисы главные банки и компании России».

Эксперты отмечают, что проект долгоокупаемый и затормозить его реализацию могут давние разногласия Домодедова с госчиновниками и проблемы со структурой собственности. Пока проект аэротрополиса не утвержден, а в ближайших планах аэропорта — закончить реконструкцию пассажирского терминала к 2012 году, а в течение следующих трёх лет построить два многоуровневых паркинга на пять тысяч автомобилей и новую железнодорожную станцию для «Аэроэкспресса», чтобы поезда смогли ходить каждые 15 минут.

Справка:
Аэротрополисы активно развиваются уже в 13 крупнейших аэропортах мира, например в Пекине, Шанхае, Дели и др. По оценкам экспертов, в торговом центре в аэропорту Далласа, занимающем площадь 700 тысяч кв. м, сделки совершают продавцы и покупатели из 84 стран мира, а ежегодный оборот центра превышает 7,5 млрд долларов. Аэротрополис Dubai World Central после окончания строительства станет крупнейшим аэровокзальным комплексом в мире: по сути он будет самостоятельным городом, где смогут жить и работать 750 тыс. человек.

Аэротрополис Taoyuan, Япония. Изображение № 7.Аэротрополис Taoyuan, Япония