Сегодня после шести лет изнурительной реконструкции открывается Большой театр. Торжественный гала-концерт, на котором будет присутствовать президент Медведев, транслируют по всему миру: по телевидению и даже на YouTube. Но все годы реконструкции театр будоражили скандалы. Мэр Лужков рассказывал об огромных белых тараканах, Анастасия Волочкова жаловалась на элитный притон с балеринами, Счётная палата заводила уголовные дела за миллионные хищения, в интернет сливали порнокомпромат, а сроки открытия сдвигались год за годом. The Village вспомнил, как проходила реконструкция главного театра страны.


Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 1.

Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 18.СРОКИ: 2005–2011

Реконструкция началась в июле 2005-го, изначально планировали уложиться в три года. Но в августе 2007-го, после очередного отчёта о ходе работ, внезапно выяснилось, что управиться к сроку не удастся. Слишком много времени заняла подготовка к ремонту: чтобы театр буквально не развалился на части, был выстроен огромный железный каркас. Сроки окончания работ перенесли на 2009 год: в феврале строители должны были покинуть театр, а уже на ноябрь были назначены гастроли театра La Scala. Однако сроки опять передвинули: сначала на 2010 год, потом на 2011-й, пока наконец не была названа точная дата открытия — 2 октября 2011 года. На этот день назначили премьеру оперы «Руслан и Людмила». Этот последний прогноз оказался почти верным: театр открывается действительно в октябре 2011 года, с погрешностью всего в 26 дней.

 

Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 19.После реконструкции площадь исторической части театра увеличилась в два раза, до 80 тысяч кв. м

 

 

Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 20.БЮДЖЕТ: 24 200 000 000 РУБЛЕЙ

Первоначально смета реконструкции и реставрации составляла 25 миллиардов рублей, позднее её пришлось урезать до 19,5 млрд, а после и вовсе до 15 миллиардов. В 2009 году в ходе проверки Счётной палатой «Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации» выяснилось, что стоимость некоторых проводимых работ была завышена более чем в 16 раз. Как оказалось, заказчик оплачивал одни и те же строительные работы как минимум трижды — было заведено уголовное дело о растрате. Впрочем, в том же 2009 году смету проекта повысили в два с лишним раза, до 32 миллиардов рублей. Итоговая сумма составила 24,2 миллиарда — всё-таки удалось сэкономить.

 

Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 21.На фасаде установлены копии статуй Эрато и Терпсихоры, уничтоженные авиабомбой в 1941 году

 

 

Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 22.БЕЛЫЕ ТАРАКАНЫ

В апреле 2010 года тогдашний мэр Юрий Лужков посещал строительные работы в Большом и спускался в коллектор реки Неглинка, которая течёт прямо под театром. В подземной реке Юрий Михайлович повстречал белых 10-сантиметровых тараканов, чем надолго обеспечил повод для шуток всему интернету. Лужков не преминул поделиться своими впечатлениями от увиденного: «Они беленькие, потому что там темно, и не хотят, чтобы до них человек дотрагивался руками. Я пробовал это, но они сразу прыгают в воду. Они пловцы хорошие». Существуют ли гигантские белые тараканы на самом деле, до сих пор неизвестно, но, кроме мэра, их, похоже, никто не видел.

 

Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 23.В 2005 году более 70 % здания было признано аварийным, фундамент просел на 20 см

 

 

Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 24.СТАЛИНСКАЯ ЛОЖА

В самом начале реконструкции реставраторы обнаружили интересную деталь в правительственной ложе. Когда-то в ней сидела царская семья, позднее любил бывать сам и приводить высокопоставленных гостей Иосиф Сталин. Как выяснилось, специально для него в ложе была построена бронированная стена из сверхпрочного бетона. Кто будет сидеть там после реконструкции и останется ли эта броня, реставраторы так и не признались. Кстати, Сталин оставил след не только в царской ложе, но и на сцене Большого. В 30–40-е годы советское правительство неоднократно заседало прямо на сцене, из-за чего Большой периодически закрывали и частями делали ремонт.

 

Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 25.На обивку правительственной ложи ушло 750 метров ткани, которая создавалась со скоростью один метр в день

 

 

Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 26.50 000 ЛИТРОВ МАСЛА
ПОД СЦЕНОЙ 

Обновлённая сцена Большого — сложный трансформер из семи подъёмно-опускных платформ; оркестровая яма, положение которой можно менять по отношению к зрительному залу; и арьерсцена, куда спокойно может въехать грузовик прямо с улицы. Весь этот гигантский организм может работать благодаря гидравлической системе, установленной в 2010 году. Под сценой расположена гидравлическая станция, в которую вмещается 50 000 литров масла. При помощи сложной системы труб и поршней масло под давлением подаётся к подъёмно-опускным механизмам и платформам сцены. Скорость движения сценических платформ невиданная для театра — примерно один метр в минуту, всё происходит быстро и бесшумно, а управлять системой могут всего 2–3 человека. На сегодняшний день гидравлическая станция в Большом театре превосходит по масштабам все мировые аналоги.

 

Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 27.992 реставратора принимали участие в восстановлении интерьера

 

 

Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 28.НОВЫЙ ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ

К открытию Старой сцены руководство театра решило полностью сменить логотип и фирменный стиль — ребрендинг доверили студии Артемия Лебедева. В центре нового логотипа по-прежнему осталось изображение фасада театра, это было одним из требований заказчика. В студии Лебедева не только нарисовали логотип, там же разработали дизайн новых афиш, программок, сайта театра, а также кампанию открытия. Логотип театра на сегодняшний день меняется второй раз. Первый был создан художником Валерием Акоповым в 1991 году, второй нарисовал Юрий Грымов в 2003-м. Впрочем, судьба грымовского творения не заладилась с самого начала: коллеги по цеху обвинили автора в том, что орнамент вокруг знака куплен в известном фотобанке за 100 долларов.

 

Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 29.Студия Артемия Лебедева создала фирменный стиль Большого театра

 

 

Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 30.ЗАКРЫТИЕ МЕТРО

Обновлённый Большой уходит на шесть этажей вниз. В числе подземных помещений, как раз на уровне зелёной ветки метро, находится один из концертных залов. А чтобы поезда не создавали вибрацию в зале, рельсы положили на резиновые подушки. Однако этого оказалось мало, и всего месяц назад было решено установить между зданием театра и тоннелем метрополитена особые виброзащитные экраны. Поэтому в ноябре на зелёной ветке будут частично перекрывать движение, исключительно ради искусства. Предположительно 19, 20, 26 и 27 ноября. А вот какой именно участок закроют — с «Театральной» до «Тверской» или с «Новокузнецкой» до «Белорусской», — ещё не известно.

 

Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 31.Новый камерный зал на 330 мест построен под Театральной площадью

 

 

Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 32.«НИЧЕГО НЕ ГОТОВО!»

Буквально за неделю до открытия президент Медведев приезжал в Большой, встречался там с труппой и ненавязчиво инспектировал результаты. Вроде бы остался доволен. Однако спустя ещё пару дней Николай Цискаридзе заявил, что руководство инсценирует успешную реконструкцию, а на самом деле к открытию ничего не готово: «Собрали артистов и предупредили: если кто-то откроет рот и что-то скажет, это будет иметь страшные последствия». Разумеется, после такого поползли слухи о потёмкинской деревне, а бесконечные анонимные источники рисовали пугающие картины: артисты работают в пыли, всюду цемент, лестницы без перил, не работает свет, недавно в оркестровую яму упал кусок балки, который рабочие забыли убрать. Однако балетный худрук театра Сергей Филин опровергает все обвинения Цискаридзе, которого «вообще в тот день в театре не было». Артистов перед визитом президента тоже никто не запугивал, уверяет худрук: «Я попросил их только, если президент предложит задавать вопросы или высказывать пожелания, не просить квартиры и машины».

 

Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 33.В прошлом марте худрук балетной труппы Геннадий Янин уволился после того, как в сети появились порнографические фото с его участием

 

 

Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 34.БИЛЕТЫ ЗА МИЛЛИОН

За неделю до официального открытия на сайтах интернет-агентств появилась информация о том, что в продажу поступили билеты на гала-концерт. Разумеется, количество билетов было ограниченно. Но больший ажиотаж вызвало не количество, а стоимость. Самые дешёвые билеты — на балкон второго, третьего, четвёртого ярусов — предлагались от 90 до 250 тысяч рублей. Билеты в партер стоили до 2 миллионов. Впрочем, билетный скандал утих, не успев разгореться. Директор театра Анатолий Иксанов назвал нашумевшую распродажу уткой. На гала-концерт, по его словам, билеты не продаются вовсе, вход туда только по приглашениям. А вот на обычные спектакли билеты в партер будут стоить в районе 3 000 рублей. Кроме того, на каждый спектакль обещают продавать 396 билетов по 100 рублей — для малоимущих, но жаждущих искусства слоёв населения.

 

Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 35.Оркестровая яма теперь вмещает не 100, а 137 музыкантов

 

 

Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 36.ВОЗВРАТ К ИМПЕРИИ

Большой театр во время этой реконструкции кинулся в две крайности: супертехнологичная сцена и новейшее техническое оснащение зала, а в оформлении — полный, насколько возможно, возврат к аутентичности. Аутентичность — значит избавление от советской символики по всему периметру театра. На раздвижном занавесе отныне красуется двуглавый имперский орел, на подъёмном — изображение Минина и Пожарского. Во всей лепнине советские серп и молот заменили гербами Российской империи, из обшивки пола и стен убрали бетонный слой, залитый в советское время и мешающий акустике. Для обивки правительственной ложи соткали специальную жаккардовую ткань по образцам оригинальной старинной обивки. В коридорах Большого теперь вместо паркета — венецианская мозаика середины XIX века, тоже обнаруженная при реконструкции. Изменилось и количество кресел в зале: их число сократили ради комфорта зрителей. Вместо 2 155 кресел — только 1 740, как указано в сводках конца прошлого века. Правда, оборудованы они немного лучше, чем до революции. В спинках переднего ряда планируют расположить бегущую строку с информацией или субтитрами, в партере и амфитеатре появились специальные места для инвалидов.

 

Программа-максимум: Реконструкция Большого театра. Изображение № 37.4,5 килограмма сусального золота украсили лепнину зрительного зала


Текст: Александра Зеркалёва