Все мы стремимся поддерживать близких, но как быть, если ваш друг занимается творчеством, которое вы не готовы оценить? Стоит ли уходить в спешке с непонравившегося спектакля приятеля и держать лицо на выставке картин, которые находятся за гранью вашего понимания? The Village узнал ответы на эти вопросы у специалиста по этике, художника и галериста.

   

Татьяна Вайзер

преподаватель философии и этики философско-социологического факультета РАНХиГС

Способность говорить «нет» — один из важных компонентов здоровых отношений. Вы имеете право на ваш вкус так же, как ваш друг-артист имеет право на свой. Притворяясь, вы как бы говорите: «Пусть твой вкус будет значить больше, чем мой». Представьте себя на месте художника. Вам было бы приятно или полезно, если бы ваш друг притворялся, чтобы угодить вам? Скорее вы хотели бы искренней реакции, умного суждения, отражающего истинное понимание и восприятие творчества. Поэтому, если работы вашего друга вам не нравятся, вы не обязаны говорить, что они вам нравятся. И вам не нужно заменять умное критическое суждение пустым и льстивым.

Однако это не означает, что стоит критиковать работы или обвинять художника в бесталанности. Есть несколько вариантов для того, чтобы уйти от прямого ответа. Например, можно сказать: «Спасибо, это интересно, я подумаю», «Я не совсем понимаю такой стиль, но попробую разобраться» или «Здорово, что ты занимаешься тем, что тебе нравится». На мой взгляд, самая крепкая дружба бывает между людьми, которые могут открыто сказать друг другу: «Старина, я ничего не мыслю в твоих стихах, но мне всегда приятно поговорить с тобой прозой».

Однако отсутствие похвалы довольно трудно даётся людям с завышенной самооценкой или высокой степенью зависимости от мнения окружающих. В этом случае не стоит понапрасну ранить самолюбие — просто поблагодарите друга за возможность познакомиться с его или её работами, пообещав, что вы о них подумаете.

И наконец, открыто критиковать стоит лишь в том случае, если друг-артист просит вас о критике по сути. Тогда вы можете высказать свои предложения: как улучшить работу, что в ней, возможно, не было учтено, что можно было бы почитать или посмотреть, чтобы расширить кругозор. Безусловно, надо делать это вежливо. Не забывайте также отметить и достоинства работы, ценность вложенных в неё сил и потенциал самого художника.

   

Ян Тамкович

художник

Обычно, если люди дружат, у них общие вкусы и интересы. Поэтому ситуация, когда человеку не нравится работа друга-артиста, возникает очень редко. Но если так всё же произошло, притворяться ни в коем случае не нужно. Боясь сказать о том, что не нравится, многие не видят само произведение, не проникают в его суть. Точку входа может дать как раз серьёзный разговор.

Если вам не понравилось произведение вашего друга-артиста, ему не на что обижаться: человек видит то, что он видит. Зато ваше мнение, возможно, поможет выявить минусы работы. Поэтому от правды будет только польза. Но имеет значение, как вы всё скажете: желательно обосновать свою точку зрения.

Искусство существует для дружбы. Это как в «Портрете» Гоголя. В этой повести рассказывается про артиста, который потерял свою художественную совесть. Он работал в плохих условиях, в бедности, но нашёл деньги и стал покупать всё, что хотелось. Став известным благодаря заказным портретам, он превратился из талантливого художника в человека, с которым невозможно говорить об искусстве. Это было связано ещё и с тем, что окружающие не говорили правду о его творчестве.

В искусстве не хватает искренности. Обычно искусствоведы, кураторы и критики обсуждают понятные произведения минувших дней, чьи концепции давно ясны. При этом современное искусство, особенно русское, не проговорено. Проблема состоит в том, что сами художники не разговаривают на эти темы. Им неинтересно, что происходит у других художников. Поэтому у нас нет того сильного сообщества, которое было лет 20–30 назад. Искусство перестало обсуждаться за пределами комментариев в Facebook, конструктивной критики не хватает.