В конце апреля руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов рассказал, что городские власти рассматривают предложение отменить плату за пересадки на наземном общественном транспорте. Эта практика широко распространена во многих европейских мегаполисах, и, по словам чиновника, 64 % горожан готовы пользоваться такой возможностью, если за неё не придётся платить. The Village решил проверить на себе жизнеспособность этой инициативы. На один день члены редакции решили отказаться от метро и попробовали добраться из дома до нашего офиса на «Трёхгорной мануфактуре» на наземном транспорте, а потом посчитали, во сколько обошёлся такой маршрут.

Примечание: для наглядности мы нанесли на карту маршруты каждого из участников эксперимента

Обычный

Наземный

 Из Гольянова

Обычный маршрут:

Время: 1 час

Расходы: 1 поездка

площадь Белы Куна, пешком до станции метро «Щёлковская», на метро до станции «Смоленская», пешком до «Трёхгорной мануфактуры»

Наземный маршрут:

Время: 1 час 40 минут

Расходы: 2 поездки

площадь Белы Куна, пешком до остановки «Станция метро „Щёлковская“», на троллейбусе № 41 до остановки «Комсомольская площадь», пешком до остановки «Садово-Спасская улица», на троллейбусе «Б» до остановки «Кудринская площадь», пешком до «Трёхгорной мануфактуры»


Сергей Бабкин: Несмотря на то что я живу в Гольянове, я никогда не чувствовал себя оторванным от центра. Пять минут пешком до «Щёлковской», 20 минут на метро — и вот ты уже на Земляном Валу. Кстати, поэтому я плохо знаю свой район, за исключением близлежащих магазинов: прогулке по местным зелёным улочкам я предпочитаю поездку в центр. Мой обычный путь до работы более чем приятный. Я иду пешком от станции «Смоленская» сначала по Садовому кольцу, потом по отрезку Нового Арбата, а затем по набережной, с которой открывается отличный вид на гостиницу «Украина», Сити, World Trade Center и «Трёхгорку».

По идее, поездка на троллейбусе должна была быть максимально приятной. Троллейбус № 41 идёт сначала по выделенной полосе до «Черкизовской», затем по уютному району Преображенки, Сокольникам с ДК имени Русакова и старой пожарной каланчой, а затем приезжает на всегда торжественную Комсомольскую площадь. Этот отрезок пути мне настолько понравился, что я не заметил, что ехал по нему как минимум минут 40. Да и прогулка по Комсомольской площади и улице Маши Порываевой — тоже положительное впечатление. Поездка на классическом троллейбусе «Б» — почти что туристический маршрут, жаловаться не на что. Кроме того, что на дорогу я потратил чуть ли не в два раза больше времени, чем обычно, и ужасно на себя разозлился.

 Из Северного Чертанова

Обычный маршрут:

Время: 1 час

Расходы: 1 поездка

Кировоградская улица, пешком до метро «Чертановская», на метро до станции «Краснопресненская», пешком до «Трехгорной мануфактуры»

Наземный маршрут:

Время: 2 часа 5 минут

Расходы: 2 поездки

Кировоградская улица, пешком до остановки «Футбольная школа „Чертаново“», на трамвае № 16 до остановки «Даниловский рынок», пешком до остановки «Даниловская площадь», на троллейбусе № 10 до остановки «Дом Шаляпина», пешком до «Трёхгорной мануфактуры»


Константин Митрохов: Половину своего обычного маршрута я прохожу пешком. Во-первых, люблю пешие прогулки, во-вторых, выбора нет: я живу ровно посередине между ближайшими станциями метро, и такая же ситуация с расположением «Трёхгорной мануфактуры». Дорога до «Чертановской» идёт по аллее, вдоль которой весь район выгуливает собак. Почти ежедневно я вижу караван из четырёх совершенно одинаковых мопсов, венгерскую овчарку (похожа на огромную швабру), шиба-ину и других приятных зверей. Дальше — метро и путь через дворы до «Трёхгорки», про который сказать нечего.

В качестве альтернативы я выбираю трамвай и троллейбус: трамвай потому, что это единственный вид наземного транспорта, на котором без пересадок можно доехать из Чертанова в центр города (и который едет мимо «Даниловской мануфактуры», где работает моя девушка), а троллейбус от «Тульской» мне подсказал «Яндекс.Транспорт». Людей в трамвае немного; половина, кажется, пенсионеры, и почти все выходят у метро. Через Зюзино ехать приятно, и мой любимый участок — трамвайная эстакада над Варшавским шоссе, с которой открывается вид на Нахимовский проспект.

Из-за расположения кресел люди в трамвае не вынуждены смотреть друг на друга, как в метро. Вагон мелко вибрирует, а на некоторых участках ужасно дребезжит, но, несмотря на это, некоторые подолгу болтают по телефону, что в наше время почти неприлично. Я выхожу у Даниловского рынка, нахожу остановку и минут 20 жду троллейбуса. В полупустом салоне все клюют носом. Наконец, от Садового кольца иду мимо американского посольства и Белого дома до «Трёхгорки». Тратить столько времени на дорогу бессмысленно, но трамвай мне нравится гораздо больше метро, поэтому я и без редакционных экспериментов буду проезжать на нём часть пути до работы.

 Из Останкина

Обычный маршрут:

Время: 1 час 15 минут
Расходы:
1 поездка

Ботаническая улица, пешком до станции метро «Владыкино», на метро до станции «Краснопресненская», пешком до «Трёхгорной мануфактуры»

Наземный маршрут:

Время: 2 часа
Расходы:
1 поездка + 1 маршрутка

Ботаническая улица, пешком до остановки «Улица Академика Комарова», на маршрутке № 379 до остановки «Рижский вокзал», на троллейбусе № 18 до остановки «Улица Трёхгорный Вал», пешком до «Трёхгорной мануфактуры»


Юля Ельцова: Ближайшая станция метро — «Владыкино» — находится в 35 минутах пешком от моего дома. Конечно, до неё можно доехать на маршрутке или автобусе, но я так не делаю. Утренняя и вечерняя пробежка до метро и обратно по Ботаническому саду — единственный способ хоть как-то позаниматься спортом.

В маршрутке я не ездила примерно лет десять, так что немного с опаской залезла в 379-ю, которая едет до Рижского вокзала. Но в маршрутке мне совсем не понравилось: в неё набивается намного больше людей, чем она может вместить, она дребезжит, разваливается, а водитель по пути считает заработанные деньги, почти не глядя на дорогу. Однако при этом маршрутка едет по выделенной полосе, поэтому от своей остановки до «Рижской» я добралась довольно быстро — примерно за 30 минут.

А вот троллейбуса № 18 пришлось ждать ещё 20 минут. На остановке скопилась внушительная толпа, которая очень долго загружалась в прибывший троллейбус, а потом он медленно двинул по Третьему транспортному кольцу. Я думала, это будет приятная прогулка по городу в пустом троллейбусе, а пришлось ехать в тесноте, да ещё и по пробке, поэтому я совсем не насладилась поездкой. К тому же меня сильно укачало.

 Из Ломоносовского района

Обычный маршрут:

Время: 50 минут
Расходы:
2 поездки

улица Панфёрова, пешком до остановки «Улица Строителей», на троллейбусе № 33 до станции метро «Октябрьская», на метро до станции «Краснопресненская», пешком до «Трёхгорной мануфактуры»

Наземный маршрут:

Время: 1 час 20 минут
Расходы:
2 поездки

улица Панфёрова, пешком до остановки «Улица Строителей», на троллейбусе № 33 до станции метро «Октябрьская», пешком до остановки «Парк культуры имени Горького», на троллейбусе «Б» до остановки «Дом Шаляпина», пешком до «Трёхгорной мануфактуры»


Настя Дюжарден: Начиная эксперимент, я осознала, что обычно половину пути до работы и так проделываю на троллейбусе: до метро мне идти гораздо дольше, чем до остановки, да ещё и пересадку приходится делать. При этом в среднем мой путь занимает от 40 минут до часа, и эта длительность зависит от того, села я на маршрутку или троллейбус.

Итак, первая часть моего маршрута осталась неизменной. Но после того как я вышла на «Октябрьской», мне пришлось десять минут спускаться к остановке «Парк культуры имени Горького» и ждать там «букашку». Уже на ней я доехала до остановки «Дом Шаляпина». Если на Ленинском проспекте есть выделенная полоса, то на Садовом пришлось постоять в пробке. От остановки я шла минут на десять дольше, чем от метро.

В итоге этот маршрут оказался дольше, и я опоздала почти на полчаса. А вечером я решила дойти до дома пешком. Оказалось, что идти всего 12 километров. Прогулка заняла почти два с половиной часа, что, конечно, долго, но зато я прогулялась вдоль набережной и по парку Горького.

 Из Нагатино-Садовников

Обычный маршрут:

Время: 45 минут
Расходы:
1 поездка

Высокая улица, пешком до станции метро «Коломенская», на метро до станции «Краснопресненская», пешком до «Трёхгорной мануфактуры»

Наземный маршрут:

Время: 1 час 20 минут
Расходы:
3 поездки

Высокая улица, пешком до остановки трамвая «Школа № 547», на трамвае № 35 до остановки «Станция метро „Нагатинская“», на троллейбусе № 1 до остановки «Станция метро „Александровский сад“», на троллейбусе № 44 до остановки «Площадь Свободной России», пешком до «Трёхгорной мануфактуры»


Настя Андреева: Я не очень ориентируюсь в наземном транспорте и поэтому во время эксперимента решила прибегнуть к помощи сервиса «Русавтобус», который умеет строить подробные маршруты с указанием затраченного времени. В качестве самого короткого варианта мне предложили сперва доехать на трамвае до станции метро «Нагатинская», а потом воспользоваться двумя троллейбусами. При этом сервис посоветовал мне добраться на транспорте до гостиницы «Украина». К счастью, я перепроверила маршрут по карте и выяснила, что быстрее будет сойти с троллейбуса на остановку раньше, у Белого дома.

Поездка вышла в три раза дороже обычного. «Русавтобус» обещал мне 94 минуты в пути, но на деле вышло даже меньше — я уложилась в 80 минут. На руку сыграло и то, что я достаточно неплохо знаю районы, в которых надо было делать пересадки, и мне не пришлось долго искать остановки. Кроме того, в этот день я ехала на работу к полудню — на дороге не было пробок.

Наземный маршрут оказался чем-то вроде путешествия во времени в пустом троллейбусе: улицы, по которым мы когда-то гуляли с будущим мужем, больница, где когда-то лежала, Болотная площадь, «Красный Октябрь», паб, в котором я часто бывала в прошлой жизни, журфак, Ленинка, где я писала курсовые и во дворе которой прогуливала пары почти десять лет назад, и много других мест, про которые обычно не вспоминаешь, но при виде которых что-то щёлкает в голове. Очень медитативное занятие, как сказал по этому поводу один мой коллега.

Резюмирую: в качестве основного способа добраться на работу наземный транспорт мне не подходит, в качестве способа отключиться от суеты, поностальгировать и просто насладиться видами и музыкой, когда есть настроение и время, — очень даже да.

 Из Бирюлёва Восточного

Обычный маршрут:

Время: 1 час 10 минут

Расходы: 2 поездки

Липецкая улица, пешком до остановки «Загорье», на автобусе № 901 до станции метро «Кантемировская», на метро до станции «Баррикадная», пешком до «Трёхгорной мануфактуры»

Наземный маршрут:

Время: 2 часа 35 минут

Расходы: 3 поездки

Липецкая улица, пешком до остановки «Загорье», автобус № 901 до остановки «Динамовская улица», пешком до остановки «Станция метро „Пролетарская“», трамвай № 35 до остановки «Кожевническая улица», пешком до остановки «Шлюзовая набережная/Дом музыки», на автобусе № 6 до остановки «Площадь Свободной России», пешком до «Трёхгорной мануфактуры»


Полина Есакова: Больше всего я боюсь опоздать на работу, поэтому обычно выхожу с некоторым запасом времени. Так как я живу дальше всех от центра, то на работу я сперва еду на автобусе, а потом пересаживаюсь на метро. В этот раз я запаслась маршрутом, сгенерированным для меня «Русавтобусом» (этот сервис мне порекомендовала Настя Андреева). Началось всё хорошо: я села в знакомый мне автобус № 901, но вышла не у «Кантемировской», как обычно, а поехала дальше, до Динамовской улицы.

Однако там, вместо того чтобы тут же пересадить на трамвай № 35, «Русавтобус» отчего-то отправил меня пешком на станцию метро «Пролетарская». Как идти до «Пролетарской», я, естественно, не знала. Запаниковав и не разобравшись в карте, я зачем-то спустилась в подземный переход, который мало того что не вёл туда, куда мне нужно, так ещё и оказался самым настоящим бомжуарием. Бутылки, замызганные картонки и тряпки говорили о том, что бездомные тут не просто иногда ночуют, а, судя по всему, живут.

Переход потряс меня настолько, что я села в трамвай, идущий в другую сторону, и потратила ещё где-то 25 минут на то, чтобы вернуться на назначенный мне маршрут.

К счастью, дальше уже было не страшно. В окрестностях Павелецкого вокзала мне надо было сесть на автобус № 6. У этой части маршрута недостаток один — автобус ходит где-то раз в полчаса. Но мне пришлось ждать всего половину этого времени. Заключительная часть поездки была самой приятной: автобус шёл через центр города, который солнечным утром оказался особенно красив. В пробки я не попала, но зато по пути успела закончить макияж.

Скажу, что добираться на наземном транспорте в любом случае гораздо дольше, чем на метро, — даже если бы я не заблудилась у «Пролетарской». Но в следующий раз, когда меня замучает бессонница, а за окном будет ясная погода, я наверняка ещё раз попытаюсь доехать до офиса только на наземном транспорте.

 Из Беляева

Обычный маршрут:

Время: 1 час 
Расходы:
1 поездка

улица Введенского, пешком до станции метро «Беляево», на метро до станции «Улица 1905 года», пешком до «Трёхгорной мануфактуры»

Наземный маршрут:

Время: 1 час 55 минут

Расходы: 1 поездка + 2 маршрутки

улица Введенского, пешком до остановки «Улица Островитянова, 45», на маршрутке № 85 до станции метро «Профсоюзная», на автобусе № 130 до станции метро «Филёвский парк», на маршрутке № 254 до улицы Трёхгорный Вал, пешком до «Трёхгорной мануфактуры»


Юля Рузманова: Я веду утренние эфиры, поэтому минимум дважды в неделю я в редакции самая ранняя — ну, не считая повара Светланы и кота Старки. Время на дорогу от улицы Введенского до «Трёхгорной мануфактуры» я знаю до минуты: чтобы вовремя начать эфир, мне надо ровно в 08:00 закрыть дверь квартиры. Дорога занимает 57 минут. Если не приходится ждать зелёного света на светофорах, а все поезда в метро подходят ровно в ту секунду, как я оказываюсь на платформе, то путь сокращается до 53 минут.

Наземным транспортом мне предстояло добираться на час больше. Первое, что мне понравилось в новом маршруте, — надо идти не в сторону центра, где находится метро и все признаки жизни, а с точностью до наоборот. Так я увидела другую сторону района, в котором живу почти полгода.

Если верить приложению «Яндекс.Транспорт», нужный мне троллейбус № 85 пришлось бы ждать минут 20. Однако к остановке быстро пришла маршрутка. Дорога до «Профсоюзной» прошла под крики чьих-то детей и въедливую музыку из наушников соседки. Следующего троллейбуса не пришлось ждать и минуты: я практически перешла из дверей одного транспорта в другой. Внутри было довольно свободно, я заняла место у окна и получала удовольствие от дороги самой по себе, что для меня невозможно в метро. У «Филёвского парка» мне снова пришлось сесть на маршрутку. Предупредить меня, когда будет остановка «Трёхгорный Вал», водитель, несмотря на обещания, забыл, поэтому финальная прогулка от метро до офиса заняла 12 минут вместо запланированных семи.

Итого, чтобы добраться до «Трёхгорки» на перекладных, мне понадобилось три транспорта и в два раза больше времени, чем обычно. Не могу представить ситуацию, в которой я предпочту этот способ привычному.

Итоги

Наземный транспорт не может тягаться с метро: почти у всех членов редакции и расходы на поездку, и время в пути выросли в два раза. Введение бесплатных пересадок решит одну из этих проблем, но вряд ли ускорит автобусы, троллейбусы и трамваи. А недавняя ликвидация и сокращение некоторых центральных маршрутов троллейбуса может лишь увеличить число пересадок и время ожидания в пути.

Кроме того, наш эксперимент показал, что многие москвичи настолько не представляют свою жизнь без метро, что плохо разбираются в наземном транспорте. И зря: зачастую поездка на нём оказывается хоть и чуть медленной, но очень приятной.