Конкурс на разработку концепции развития московской агломерации был объявлен в начале 2012 года. Все желающие архитектурные бюро, зарубежные и российские, могли присылать заявки на участие в конкурсе, из всех предложений экспертное жюри в феврале этого года отобрало десять лучших.

 

Экспертная группа


Боков А. В.
Президент Союза архитекторов России

 

Викторов А. П.
Заместитель министра регионального развития РФ
Кузьмин А. В.
Главный архитектор г. Москвы, председатель Москомархитектуры

 

Фролов А. Е.
Главный архитектор Московской области, начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области
Альберто Леборейро
Заместитель директора регионального департамента планирования

 

Бертран Лемуан
Директор рабочей группы «Большой Париж»
Мавлютов Э. Ф.
Директор ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

 

Колонтай А. Н.
Заместитель директора ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»
Перов М. В.
Вице-президент Союза архитекторов России

 

Лежава И. Г.
Зав. каф. градостроительства МАРХИ академик, доктор арх., профессор

 

Шорт-лист


  • архитектурное бюро «Остоженка» (Россия)
  • Архитектурно-дизайнерская мастерская профессора А. А. Чернихова (Россия)
  • ФГБОУ ВПО «Московский архитектурный институт (государственная академия)» (Россия)
  • ФГБУ «ЦНИиП градостроительства» РААСН (Россия)

 

  • l'AUC (Франция)
  • Office for Metropolitan Architecture (Нидерланды)
  • Ricardo Bofill (Испания), Studio Associato Secchi-Vigano (Италия) 
  • Urban Design Associates (США)

 

Эти десять компаний получат за свою работу по 250 тысяч евро, причем сумма будет выделяться поэтапно, и на каждом этапе жюри будет принимать решение о целесообразности дальнейшего финансирования каждого проекта.

Интересно, что организатором конкурса стал НИиПИ Генплана, который за свои организационные услуги получит порядка 500 млн рублей (12,5 млн евро), около 100 из них Генплан раздаст архитектурным бюро за работу, на расходы по организации останется около 400 млн рублей, что в 40 раз больше суммы, выделенной для архитектурных бюро.

 

Задачи конкурса


- определить зоны активного градостроительства и стабилизации, зоны охраны природы;

- внести предложения по организации транспорта на территории агломерации и функционально-планировочной схеме Новой Москвы;

- дать более детальные предложения по перспективному зонированию внутри планировочных поясов юго-западного сектора агломерации и Москвы;

- определить показатели перспективного распределения численности населения и рабочих мест по планировочным поясам Москвы и Подмосковья;

 

- внести предложения по совершенствованию административно-территориального устройства Москвы и области и способов управления территориями;

- обеспечить сбалансированное размещение федеральных и региональных перспективных объектов, объектов бизнеса, производства, жилой застройки и рекреации их параметров;

- определить оптимальные и предельные значения градостроительной емкости рассматриваемых территорий.

 

Планировалось, что окончательную концепцию развития агломерации определят к сентябрю этого года, однако вчера главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что властям еще предстоит законодательно закрепить понятие «агломерация», только после этого можно будет утверждать итоги конкурса. Поправки в Градостроительный кодекс РФ должны внести к 1 июня 2012 года, а итоги конкурса, по словам Кузьмина, будут объявлены не раньше начала 2013 года.

Сейчас проектные мастерские уже подготовили первую версию концепции развития московской агломерации, а экспертное жюри дало первые оценки.

 

ЛИДИРУЮЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Подведены первые итоги конкурса на развитие «Большой Москвы». Изображение № 1.

Самый высокий балл (7,8) получил коллектив, в состав которого входят архитекторы из нидерландского Office for Metropolitan Architecture (OMA), русского бюро «Проект Меганом», Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и компании Siemens. Концепция голландцев предусматривает зонирование столичной агломерации на четыре города-сателлита около московских аэропортов Внуково, Шереметьево, Домодедово и Чкаловский. В районе Шереметьева окажется зона науки и образования, около Внукова — правительственные объекты, у Домодедова — зона финансов и бизнеса, а у Чкаловского — индустриальные районы.

Наличие аэропортов в каждой из зон, по мнению архитекторов, позволит снизить нагрузку на городской транспорт. В основе проектирования зон окажется уже имеющаяся инфраструктура, поэтому зонирование агломерации пройдет не только быстрее, но и гораздо дешевле. Таким образом, у Москвы вместо одного центра станет пять, в каждом будут в равной степени присутствовать как старые, так и новые строения, а все зеленые насаждения — леса, заповедники и парки — останутся невредимыми. Между собой зоны свяжут железнодорожным сообщением и другими видами общественного транспорта.

Госбюджет не станет единственным источником финансирования. Планируется, что близость аэропортов и свободных территорий привлечет к развитию земель отечественных и иностранных инвесторов.

 

 

КОНЦЕПЦИЯ МАРХИ

Подведены первые итоги конкурса на развитие «Большой Москвы». Изображение № 2.

Концепцию главного российского архитектурного университета оценили наименьшей оценкой — в 4,8 балла. Один из разработчиков концепции, профессор МАРХИ Никита Кострикин, заявил, что сомневается в компетентности организатора конкурса, Института Генплана. «Это же главный идеолог того, что происходит в Москве и Московской области, для них важно подтверждение их правоты. А если чье-то мнение не совпадает с их видением, то это опасно для их существования», — сказал Кострикин.

По правилам конкурсной программы, работы, оцененные ниже 5 баллов, не оплачиваются. Московскому архитектурному институту предложили продолжать разработку концепции бесплатно, однако творческий коллектив решил не участвовать в конкурсе.

Концепция МАРХИ предусматривала развитие московской агломерации в виде линейной конструкции, где инфраструктура наращивается на своеобразные лучи, идущие от центра к областям. Лучи-хорды должны затрагивать центр по касательной, а историческое ядро города предлагают максимально освободить от транспорта.

Транспортные каналы, предусмотренные МАРХИ, должны не только облегчить передвижение по столице, но и усилить ее роль как транспортного узла на евразийском континенте.

 

 

ДРУГИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Подведены первые итоги конкурса на развитие «Большой Москвы». Изображение № 3.

 

Второе место занял проект французского бюро Antoine Grumbach et Associes, которое занималось созданием концепции «Большого Парижа». Конкурсанты много говорили о роли геополитического положения Москвы, о ее удаленности от европейских столиц. Они считают, что Москве необходимо налаживать связи прежде всего с российскими

крупными городами — Сочи и Санкт-Петербургом. Также в концепции прозвучала экстравагантная идея проложить от присоединяемых подмосковных земель огромный бульвар до Москвы и развивать вдоль него инфраструктуру, создавая таким образом линейный город.

 

Подведены первые итоги конкурса на развитие «Большой Москвы». Изображение № 4.

 

Итальянское бюро Studio Associato Secchi-Vigano, набравшее 6,3 балла, и вовсе предложило сделать Москву городом без автомобильного движения. Бюро назвало существующую транспортную сеть Москвы нецелесообразной; архитекторы предлагают создать пассажирское железнодорожное кольцо и развивать в столице систему хайвеев.

 

Подведены первые итоги конкурса на развитие «Большой Москвы». Изображение № 5.

 

Авторский коллектив ЦНИиП градостроительства предложил столице взять на вооружение опыт Токио и развивать рядом с Москвой отраслевые города-спутники. Они должны стать инновационными, логистическими, многофункциональными центрами с опережающим развитием транспортной инфраструктуры Концепция заработала 6,4 балла.

 

Подведены первые итоги конкурса на развитие «Большой Москвы». Изображение № 6.

 

Архитектурно-дизайнерская мастерская А. А. Чернихова много внимания уделила тому, кто должен принимать решения о развитии территорий. На рисунке видно, что сейчас центр принятия решений сместился в сторону московской городской, областной власти и национальных корпораций, а федеральные власти, 

муниципальные и социальные сообщества в основном наблюдают за процессом слабо координированного развития Московской агломерации. Тема внутренних резервов развития Москвы за счет реорганизации не работающих по назначению промышленных и производственных территорий, по мнению команды Андрея Чернихова, является важнейшим градостроительным ресурсом столицы. Концепцию оценили в 7 баллов.

 

Подведены первые итоги конкурса на развитие «Большой Москвы». Изображение № 7.

 

Архитекторы американской компании Urban Design Associates из Питсбурга получили также 7 баллов. Основная идея — соединить столичные аэропорты экспресс-поездами, а также связать их с центральными станциями метрополитена города. Места работы москвичей предлагают переместить из центра Москвы

на окраины, чтобы избавить центр от пробок и развить инфраструктуру периферии. Особое внимание американцы уделили необходимости развития водного транспорта.

 

Подведены первые итоги конкурса на развитие «Большой Москвы». Изображение № 8.

 

Архитектурное бюро «Остоженка» говорило о низком уровне урбанизации юго-западных территорий, присоединяемых к Москве. Архитекторы сомневаются в том, что эти земли надо развивать как городские. Проект получил оценку в 6,8 балла.

 

Подведены первые итоги конкурса на развитие «Большой Москвы». Изображение № 9.

 

Архитекторы из Франции l'AUC (также один из разработчиков концепции развития «Большого Парижа») набрали 7,1 балла. Конкурсанты убеждали жюри в том, что любой большой город может быть малым, соразмерным человеку, что опыт планирования европейских городов-миллионников будет полезен и Москве. Архитекторы также 

предлагают освоить водное пространство Москвы как неотделимую часть городской инфраструктуры.

 

Подведены первые итоги конкурса на развитие «Большой Москвы». Изображение № 10.

 

Испанская команда архитекторов во главе с Рикардо Бофилем представила развитие московской агломерации в виде звезды. Инфраструктуру, судя по концепции, можно развивать вдоль осей, от центра к области. Заканчиваются оси примерно на одинаковом расстоянии от центра, поэтому их концы предлагают соединить единой кольцевой дорогой.

Второй этап конкурса должен закончиться через 60 дней, концепции участников должны стать более детальными и проработанными. По итогам этого этапа будет проведена серия семинаров, во время которых экспертная группа даст новые оценки всем оставшимся в конкурсе участникам.