Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект пешеходных набережных вдоль Москвы-реки и Водоотводного канала. Систему деревянных помостов предлагают протянуть от храма Христа Спасителя и Болотной площади до парка Горького.

Трёхуровневые помосты располагаются у самой воды и полностью отделяют пешеходов от проезжей части. Нижний уровень может использоваться в качестве причала. Эта функция вполне может пригодиться, так как городские власти собираются в ближайшие годы активно развивать речной транспорт в столице. Например, уже в этом году планируется запустить первый маршрут водного такси — от Китай-города до Печатников. Если он станет популярен, власти разработают и другие маршруты. Причалы будут располагаться рядом с остановками наземного транспорта.

В Москве предложили построить деревянные набережные. Изображение № 1.

The Village поговорил с сооснователем Wowhaus Олегом Шапиро о том, зачем Москве деревянные набережные и как можно воплотить идею архбюро в жизнь.

 

В Москве предложили построить деревянные набережные. Изображение № 6.

 


Олег Шапиро
Архитектор, сооснователь архитектурного бюро Wowhaus


 

В Москве предложили построить деревянные набережные. Изображение № 7.

 

Как родилась идея создать целую систему деревянных набережных?

В Москве предложили построить деревянные набережные. Изображение № 8.

 


В Москве вообще чрезвычайно мало мест, где можно ходить пешком. Вдоль набережных Москвы проложены автомобильные дороги. Поток автомобилей очень серьёзный. Пассажирские тротуары узкие и, как правило, заставлены припаркованными автомобилями. Пешеходам здесь места нет.

Справедливости ради нужно сказать, что такова ситуация не только в Москве, но и в крупных европейских городах — Париже, Риме, Лондоне. Это историческая данность: первоначально территорию вдоль реки использовали как хозяйственную: там стояли пакгаузы, были организованы пристани. Соответственно, эти зоны при реконструкции превратились в автомагистрали.

Так что обживание набережных может быть самым первым этапом в освоении города пешеходами. Мы предлагаем соорудить дополнительные низкие набережные вдоль и снаружи существующих. 

 

В Москве предложили построить деревянные набережные. Изображение № 9.

 

Как разрабатывали маршрут? Почему набережные пройдут именно здесь?

В Москве предложили построить деревянные набережные. Изображение № 10.

 


Набережные должны соединить зону ГМИИ имени Пушкина и храм Христа Спасителя с «Красным Октябрём». Это во многом решит проблему пешеходов на самом «Красном Октябре». Помосты соединят и Третьяковскую галерею вдоль Обводного канала с ЦДХ и филиалом Третьяковки, а также с «Красным Октябрём» с помощью пешеходного моста через Обводной канал. Всё это присоединится к парку Горького. То есть образуется большая пешеходная зона, которая, с одной стороны, объединяет важные для города культурные центы, а с другой — образует одну из основных пешеходных улиц города. А если эту улицу обустроить, то есть шанс получить главную пешеходную и экологичную улицу Москвы.

 

В Москве предложили построить деревянные набережные. Изображение № 11.

 

Насколько с технической точки зрения сложно и дорого ли создать такую пешеходную зону?

В Москве предложили построить деревянные набережные. Изображение № 12.

 


Чтобы установить параллельные низкие набережные, их нужно опереть о дно реки. Для этих целей существуют специальные металлические опоры, которые завинчиваются в дно. Операция несложная и недорогая. К тому же всё можно вывинтить обратно. На основе этих опор формируется несущая конструкция. Эта конструкция — металлическая. Остаётся построить собственно поверхность для пешеходов. По нашему мнению, идеально здесь подходит дерево, а именно лиственница.

Лиственница со временем приобретает серебристый цвет, она прочна, долговечна, не боится воды. Деревянные конструкции могут быть предварительно изготовлены на заводе и просто собраны на месте. При этом дерево, в отличие от бетона, будет существенно легче, экологичнее, стройплощадка чище, что особенно актуально на реке. Деревянные мостки традиционны на русских реках. На Волге они остались до сих пор, а на Москве-реке были всегда, пока она играла какую-то хозяйственную роль в городе. Кроме того, такая конструкция будет выглядеть наиболее лёгкой, почти временной, что уместно в зоне исторической застройки Москвы.

 

В Москве предложили построить деревянные набережные. Изображение № 13.

 

Как в Европе обстоят дела с набережными?

В Москве предложили построить деревянные набережные. Изображение № 14.

 


В крупнейших европейских городах тренд с организацией пешеходных набережных появился сравнительно недавно, поэтому мы как раз идём в ногу со временем. В этом процессе впереди скорее Берлин. Париж сейчас активно занимается этой проблемой. При этом в Москве есть большие куски пешеходных набережных. Это, например, низкие набережные, которые начинаются на Воробьёвых горах, продолжаются по Нескучному саду и входят в парк Горького. Но тут всё и обрывается Садовым кольцом. Маршрут оказывается тупиковым. Кроме того, здесь крайне мало мест для укрытия людей от дождя, снега, холода, ветра. Мест, которые обеспечивают безопасность гуляющих, — мы их называем убежищами: это могут быть кафе, киоски по продаже чего-то, павильоны и прочее. Так что сейчас этот пешеходный маршрут оторван от основных пешеходных потоков и представляет собой скорее места для занятий спортом, чем для прогулок.

 

В Москве предложили построить деревянные набережные. Изображение № 15.

 

Вы представляли свой проект чиновникам?

В Москве предложили построить деревянные набережные. Изображение № 16.

 


Идея низких набережных обсуждалась с московскими чиновниками и вызвала интерес. Чтобы её согласовать, должен быть заказчик, а заказчиком в таком начинании может быть только город. Мы думаем, что общественный интерес к этой теме мог бы помочь этому процессу. При этом, по-моему, средства на этот проект могут быть в основном негосударственными. Московские же власти при наличии существенного интереса общественности и финансирования (хотя бы в значительной части) должны воспринять это как общественный городской проект и поддержать его, прежде всего соответствующими согласованиями.

 


В Москве предложили построить деревянные набережные. Изображение № 17.

 

Справка: Архитектурное бюро Wowhaus специализируется на проектировании общественных пространств, многие строения которых архитекторы студии выполняют деревянными. По их проекту были построены Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», летний кинотеатр «Пионер», Оливковый пляж, каток со всеми строениями в парке Горького.