Власти Москвы планируют до конца года найти инвестора для редевелопмента старейшей автопромзоны ЗИЛ, которую собираются превратить в огромный квартал с автопроизводством, жильём и объектами инфраструктуры. Об этом сообщает «РБК Daily» со ссылкой на руководителя стройкомплекса Москвы Марата Хуснуллина. 

Как рассказали изданию в мэрии, под редевелопмент планируют отдать участки общей площадью около 450 га, ограниченные Автозаводской улицей, Москвой-рекой и Кожуховским затоном. Из них порядка 295,29 га занимает старейшая российская автомобиле­строительная компания — ЗИЛ, а 94,8 га — парк «Нагатинская пойма».

Проект развития «Полуострова ЗИЛ» разрабатывает НИиПИ Генплана, в его основу легла концепция отечественного архбюро «Проект Меганом», которое стало одним из победителей творческого конкурса. Помимо «Меганома», лидерами конкурса стали также немецкое Uberbau GBR, голландское Mecanoo Architecten и французское Valode & Pistre, однако их идеи не так понравились чиновникам.

В соответствии с финальной концепцией, на территории ЗИЛа построят и реконструируют 4,52 миллиона квадратных метров недвижимости, из которых 1,47 миллиона квадратных метров отдадут под жильё, а остальное — под магазины, музеи, гостиницы и парковки. Строительство по своим масштабам превзойдёт даже застройку «Москва-Сити»: площадь делового центра составляет скромные, по сравнению с «Полуостровом ЗИЛ», 60 га.

На территории ЗИЛа собираются построить новую станцию метро — «Технополис», несколько мостов — через старое русло Москвы-реки, вдоль МКАД, к станции метро «Нагатинская» и к Новоданиловской набережной, а вдоль реки обу­строить набережную и параллельно пустить автомагистраль. 

Концепция «Проекта Меганом» предполагает также создание на месте ЗИЛа крупного культурного и образовательного центра с жильём и обширной зелёной зоной. Промзоны полуострова архитекторы предлагают связать железной дорогой, при этом электричка будет делать остановки только в лесопарках. «Меганом» отказывается от высотного строительства в пользу малоэтажных зданий.

По задумке, ЗИЛ должен стать городком парков, бульваров, красивых набережных, для чего предлагается создать сеть каналов. От офисов «Меганом» планировал отказаться вовсе, чтобы не создавать пробки и не ухудшать экологическую обстановку. Единственным заметным архитектурным объектом тут должно стать масштабное здание «Планета ЗИЛ», в котором может разместиться Высшая школа экономики. Реализует ли эти идеи НИиПИ Генплана, пока не известно.

«Полуостров ЗИЛ» превратят в город в городе. Изображение № 1.

Обустраивать ЗИЛ собираются в два этапа. До 2024 года территория обрастёт жилыми и коммерческими площадями, а до 2030 года приведут в порядок сохраняемую промзону и разовьют инфраструктуру. Минимальные инвестиции в проект составят 4,9 миллиарда долларов, причём 1,5 миллиарда придётся на коммуникации, социальную и транспортную инфраструктуру. Эксперты считают, что расходы на застройку такой огромной территории достигнут 15 миллиардов долларов, а на окупаемость проект выйдет не раньше, чем через 15 лет.