Последние семь лет власти Копенгагена реформируют органы местного самоуправления. Главная цель всех нововведений — привлечь жителей к принятию решений и сделать районы удобнее. О том, как это происходит, The Village поговорил с секретарём муниципального совета новой формации Ostamager.

 

Структура

В 2006 году Городской совет Копенгагена начал муниципальную реформу, направленную на то, чтобы усилить местное самоуправление. В каждом из районов создали муниципальные советы, всего 12. В каждый совет набрали по 23 сотрудника: 7 из них выдвигают политические партии из Горсовета, 16 остальных выбирают сами горожане. Обычно во второй список попадают представители общественных организаций (НКО), ассоциаций, союзов, инициативных групп. Они занимаются вопросами градостроительства на уровне района, экологии, культуры, поддержкой образования, молодёжи и пожилых людей. В целом, как и в России. Каждый муниципалитет получает ежегодный бюджет порядка трёх миллионов датских крон (около 600 тысяч долларов), размер его зависит от числа жителей района. Из этих денег муниципалитеты в том числе выделяют небольшие гранты местным жителям, чтобы те могли воплотить свои идеи по изменению жизни в районе.

 

  

важнейшая задача для муниципалитетов — знакомить соседей, выводить людей на улицу из Интернета.

  

 

«Копенгаген — глобальный город, город, где люди довольно часто переезжают с места на место, город, куда приезжают студенты и мигранты, город, в котором существует много способов и моделей жизнеустройства, — именно поэтому создать универсальные общественные пространства довольно сложно», — рассказывает Дорте Эрен, секретарь муниципального совета Ostamager. По её словам, важнейшая задача для муниципалитетов сейчас — способствовать коммуникации между различными социальными, возрастными и этническими группами населения: знакомить соседей, стимулировать общественные инициативы, выводить людей на улицу из интернета.

Иностранный опыт: Как работают муниципалитеты в Копенгагене. Изображение № 1.

 

Задачи

Большая проблема современного города — в том, что многие возрастные или профессиональные группы никогда не пересекаются друг с другом: молодые люди мало общаются с пожилыми, семьи с детьми — со студентами, всегда остаётся вопрос интеграции мигрантов. Соседи могут не знать друг друга. Многие жители города уходят исключительно в виртуальное общение. Интерес к общественной деятельности и политическим вопросам падает. 

Дорте Эрэн: «Роль муниципалитета — в предоставлении базовой инфраструктуры (помещения, оборудования) для жителей района, куда они всегда могут прийти, что-то сделать вместе, реализовать какие-то идеи. Ещё буквально лет 10-15 назад местные власти воспринимались в основном как скорая помощь для решения проблем с ЖКХ, вопросов, связанных с озеленением, реконструкцией старых зданий и территорий, — сейчас наша идея заключается в том, чтобы дать максимальную возможность вносить изменения в окружающую среду для самих жителей и лишь поддерживать их».

 

Проекты

Наглядный пример успешно работающего муниципалитета — местные центры, где встречаются самые разные жители района. Один из последних — муниципальный комплекс Amargerbro Kultur. В его состав вошли публичная библиотека Sundby Public Library и спортивный и культурный центр Prismen, услугами которого (в том числе фитнесом и бассейном) жители района могут пользоваться бесплатно. Кроме этого, в районе работает центр Kvarterhuset, на пяти этажах которого уместили офис самого муниципалитета, библиотеку, помещения под регулярные курсы для молодёжи и пожилых людей (по компьютерной грамотности, математике, иностранным языкам) и пространство для культурных мероприятий. Параллельно с работой местных чиновников здесь идут концерты, выставки, лекции, кинопоказы. 10 офисов в том же здании отдали под штабы общественных организаций. Есть даже достаточно популярное кафе. Именно в муниципальном комплексе репетируют местные группы, проводят время с детьми молодые мамы, устраивают вечеринки и ужины пожилые жители, проводят фестивали национальных культур представители меньшинств. Такой центр не только создаёт местную идентичность, но и провоцирует постоянное общение власти и жителей, которые в буквальном смысле проводят время бок о бок.

Иностранный опыт: Как работают муниципалитеты в Копенгагене. Изображение № 6.

 

 Инициатива жителей

Конечно, есть и проекты по благоустройству территории — так, в начале этого года муниципалитет Ostermager выделил первые 40 миллионов крон для реновации одной из улиц района, а впоследствии подключил к процессу местный средний и малый бизнес, работающий поблизости. И всё же, по статистике, основной местный бюджет уходит преимущественно на культурные и социальные проекты (в том числе поддержку инициатив жителей района), в то время как крупномасштабными проектами по благоустройству занимаются городские власти.

Типичные предложения жителей, которые местная власть готова профинансировать, — концерты местных групп, уличные фото- или арт-выставки, семинары для детей района (поощряются прежде всего интеграционные проекты для детей мигрантов и детей с особенностями в развитии). Буквально на днях университет подал заявку на превращение бывшей промышленной территории в досуговую зону — муниципалы не отказали.

 

  

мы не можем просто так бегать за каждым жителем и говорить: «ну придумайте что-то, вот вам деньги».

  

 

Дорте Эрэн: «Понятно, что стимулировать инициативность людей района — занятие не из простых, мы не можем просто так бегать за каждым жителем и говорить: „Ну придумайте что-то, вот вам деньги“. Мы понимаем, что современный образ жизни оставляет совсем немного свободного времени для общественных инициатив, и потому что-то получается лучше, а что-то — не очень. Скажем, ключевые группы многих инициатив — мамы с детьми и активные пожилые люди, молодёжь и студенты. Нам кажется важным поддержать и роллеров, и граффитистов — в то же время активно работающих людей среднего возраста привлекать получается не так успешно».

 

 Город и бизнес

Ещё одна важная функция муниципальных властей — служить промежуточным звеном, а если необходимо — и переговорщиком между городскими властями или бизнесом и жителями района.

Дорте Эрен: «Например, к нам приходит крупный инвестор, предлагающий новое строительство, тогда наша задача — устроить общественные слушания, согласовать точки зрения всех заинтересованных сторон, проводить переговоры и инициировать компромиссы до тех пор, пока интересы всех участников не будут учтены, даже если этот процесс затягивается на долгое время. Понятно, что любые процессы прямой демократии или принятия решения путём консенсуса (то есть такого решения, которое устраивает всех) — дело небыстрое. Часто наш муниципалитет может что-то потерять экономически — когда, скажем, новое строительство сильно не нравится местным жителям, но нам кажется, что именно так можно усилить местную идентичность».

 

Материал подготовлен при поддержке Совета министров северных стран, а также исследовательского проекта SAGA, цель которого — проведение исследований и формирование предложений и по преобразованию общественных пространств двух территорий в Санкт-Петербурге — Коломны и Петроградки.

Текст: Ангелина Давыдова
Фотографии: Jens Markus Lindhe, Sundby Bibliotek