Государственный центр современного искусства, который существует в Нижнем Новгороде с 1997 года и в этом году празднует свое 20-летие, сейчас чаще называют – «Арсенал», по месту расположения. К моменту передачи здания в 2003 году, построенный в 1843 году по распоряжению императора Николая Первого Арсенал находился в аварийном состоянии. Это угрожало еще и частичным обрушением кремлевской стены, поскольку здание пристроено к ней.

Фотографии

Илья большаков

Настоящий переезд ГЦСИ начался только в 2011 году, когда реставрация и ремонт здания стали подходить к концу. Всего процесс реконструкции занял двенадцать лет, зато теперь музей может похвастаться и расположением, и оптимальным внутренним устройством, и фактом сохранения исторического наследия от стремительного разрушения.

Здание тематически разделено на два крыла: правое — выставочное и левое — образовательное, и соединяются эти части только двором. А в качестве разделителя выступает как раз офисная часть, которую изобретали с нуля, ведь в оружейном хранилище девятнадцатого века кабинеты предусмотрены не были.

Место директора и зал для совещаний находятся в левом крыле, в его заново отстроенной части, и условно разделены лишь стеклянными ширмами. Ни о какой приватности речи не идет, однако есть у такого открытого пространства и ряд преимуществ: все свободны в выражении своих мнений, все заинтересованы, все умеют открыто общаться и нет секретов или недомолвок.

Каждая деталь здесь символична и на своем месте. Кариатида в углу напоминает о первой одноименной организации, с которой начиналась история ГЦСИ. Это каминное украшение выменяли на картину современного художника в 1993 году в антикварном магазине Олега Рябова. Пушечное ядро найдено внутри Арсенала во время реконструкции.

Скрытый от глаз зрителей проход за киноконцертным залом ведет в офисную часть. Здесь каждый этаж здания поделен еще на два, и получается своеобразная этажерка, внутри которой, впрочем, перегородки тоже весьма условные.

Пустое пространство самого верхнего яруса иногда используется как гримерка или переговорная, а под ним, на одном уровне с кабинетом директора, расположены два отдела: междисциплинарных проектов и общественных связей. Белые стены органично контрастируют с красной кирпичной кладкой – узнаваемой особенностью Арсенала, которая, кстати, на момент передачи здания ГЦСИ была полностью спрятана под штукатуркой. Процесс реставрации и приспособления исторического здания под нужды центра запечатлен на множестве фотографий, развешанных на коридорных стенах.

Ниже, в большом открытом пространстве, — научно-просветительский отдел. В этом лофте, среди декораций, костюмов и больших кресел-мешков, придумывают экскурсии и планируют программы «Школа Арт-медиации» и «Арсенал+Семья». 

На первом этаже один из экспонатов выставки «Метель» 2011 года, - красная елка на колесиках художника Сергея Шутова, украшает кабинет заместителя директора по творческим вопросам и руководителя отдела учета и хранения. Этот ярус задуман так, чтобы было видно часть экспозиций выставочного зала в правом крыле. Над рабочим местом Елены Беловой—  ценный экземпляр от художника Юрия Альберта 1991 года, одна из «неправильных» шелкографий автора, подарена с любовью. За условной стеной для куратора и руководителя отдела художественных программ  Алисы Савицкой сделали именную подпись из оракала работники отдела технического обеспечения художественных проектов. Тоже с любовью.

А в далеком правом крыле, под самой крышей, с видом через мансардное окно на нижегородский герб и небо, базируется видеолаборатория.