Московский офис лаборатории Art&Science Space, пытающейся объединить художников и ученых в рамках одного занятия.

LABORATORIA Art&Science Space, находящаяся на территории Научно-исследовательского физико-химического института имени Л.Я. Карпова (НИФХИ)проводит выставки современных художников и ученых, лекции и круглые столы с их участием. Художников, которые выставляются в этом пространстве, объединяет научная тематика их творческих рассуждений. Темы биофизики, моделирования стволовых клеток, теории струн и кибернетики здесь раскрывают в форме медиаискусства.

Интерьер лаборатории разрабатывал архитектор Федор Дубинников, получивший в прошлом году премию «лучший молодой архитектор России». Он же один из создателей галереи «Мел», находящейся на территории креативного кластера «Красный Октябрь». По аналогии с «Мелом», основа интерьера этого проекта — белый цвет и кирпичные стены. В остальном все совсем по-другому. В пространство LABORATORIA входит двор, для проведения выставок в теплое время года, залы галереи и офис самого проекта.

В выставочном пространстве есть зона со стенами, декорированными большими квадратами из стекла, неравномерно замазанными со стороны стены белой краской. Во всех залах продуманная динамичная система освещения и аудио-зонирование.

Офис LABORATORIA Art&Science Space отделен стеной и стеклянной дверью от выставочно-дискуссионного пространства. Здесь большие окна, выходящие на двор и Научно-исследовательский институт мозга РАМН. Светлый деревянный пол, детали из метала и бетона и столы, сделанные в ручную от необходимости заменить сломавшиеся ножки.

На полках в офисе стоит много вещей, идеально вписывающихся в концепцию интерьера, которые, впрочем, изначально появились здесь не ради декора: микроскопы: один рабочий и один списанный, выписывали специально для подготовки одной из выставок; миниатюрная модель большой кинетической инсталляции, похожая на кристаллическую решетку, предложенная художником для воплощения в реальном размере в рамках одной из выставок; стеклянные колбы, подаренные галерее.

Иногда, когда выставки заканчиваются, некоторые экспонаты остаются жить в пространстве лаборатории. Так здесь прижились работы берлинского скульптора Райнера Марии Матюшика, приехавшие на выставку «Судьбы организмов будущего». Пять вымышленных существ будущего, сделанные из пластилина, ПВХ, эпоксидной смолы, резины и силикона разбавляют монотонно-светлое пространство офиса своим ярким окрасом, сидя на верхних полках шкафа.

Рисунки на стенах в офисе — тоже наследство галереи. Это работы художника Ани Желудь для совместного проекта с ученым Александром Аветисовым, выставленного в LABORATORIA. Еще один объект, оставшийся здесь от первой выставки — работа Натальи Зинцовой, вдохновленная нанотехнологиями.

Несмотря на идею междисциплинарного взаимодействия современного искусства и науки, на полках здесь книги и журналы, в основном, по одной из них — искусству. Баланс создают сами ученые из физико-химического института, которые регулярно заходят на открытия выставок всем докторским составом. Ученые смотрят на работы художников и критикуют их с научной точки зрения. Художники, в свою очередь, слушая выступления ученых, ищут вдохновение в новых технологиях и совершенно противоположном подходе к исследованию окружающего мира.

Фото: Оля Эйхенбаум