Подводя итоги ушедшего года, The Village собрал лучшие выпуски рубрики «Где ты живешь» за этот год. В материале — доходный дом Бугрова, дом-коммуна «Культурная революция» и многие другие.

Двухуровневая 4-комнатная квартира одного из самых длинных домов микрорайона Мещерское Озеро, с которого в конце 70-х началась та Мещера, какую мы знаем сейчас.

Сейчас в этом здании располагается детская художественная школа, где до сих пор можно почувствовать дух истории благодаря сохранившимся деталям интерьера — лепнине на потолке, старой печке, ажурным перилам лестницы. Городская усадьба Николая Бугрова и соседствующие с ней доходные дома занимали целый квартал и образовывали комплекс зданий. Только фасады, выходящие к реке, имели парадный вид, а внутри квартала располагались хозяйственные строения: склады, конюшни, дровяные сараи, экипажные навесы, погреба и колодцы.

«Культурная революция» — один из немногих примеров домов-коммун, сохранивших профильное значение. Сейчас это многоквартирный дом, однако многие до сих пор живут в комнатах, пользуются общими кухнями или ванными. Некоторые жители еще помнят плоскую крышу, эстраду во дворе и нелегкие годы войны. Другие привыкают к контрастному быту — ежедневно проходят по ветхим переходам и коридорам с деревянным полом, чтобы попасть в свою современную квартиру с классным видом на центр города. И для всех людей этот дом особенный.

Дом номер 82 по улице Ильинской, один из первых кирпичных домов позапрошлого века, принадлежавший купцу Николаю Емельяновичу Башкирову. Достаточно скромная городская усадьба снаружи, она скрывает шикарный подъезд с богатой лепниной, ранее действовавшей печкой, выложенной плиткой, и световым окном на потолке.

Дом с башенкой на перекрестке Пискунова и Алексеевской — первый многоквартирный дом в Нижнем. Он построен по авторскому проекту, который даже не имеет стилевых аналогов: фактически это был эксперимент с новым типом жилища. За одноэтажную надстройку дом в шутку прозвали небоскребом, потому что тогда он был выше остальных. Внутри, говорят, хотели сделать кафе, но это было бы чересчур смело. Официальное название («дом горкоммунотдела») намекает на то, что на самом верху могло быть административное помещение, но точно это не известно. Сейчас там находится мастерская художницы Наталии Панковой из объединения «Черный пруд».

Террасные дома на Мещерке нравятся многим. Они не похожи на жилые здания в других районах города. У них большие зеленые дворы и палисадники. Кому-то они напоминают бразильские фавелы из-за пестроты фасадов, но чаще всего их зовут немецкими. Мол, европейское качество: немцы строили.

Внутри дом столь же оригинален, как снаружи. В нем — всё разнообразие квартир: от однокомнатных до четырехкомнатных, по четыре квартиры на этаже. И все квартиры разной площади, потому что дом кривой.

В конце XVIII — начале XIX века все строительство в городах Российской империи велось по образцовым проектам. То есть все дома в городе, начиная от богатых и больших и кончая вот такими маленькими, необходимо было выдерживать в едином стиле — классицизме. На Студеной и прилегающих улицах до конца 1930-х гг. это был «провинциальный классицизм», «классицизм для бедных». В то время район был городской окраиной, там селились мещане, мелкие купцы-разночинцы, духовенство, разорившиеся дворяне. Несмотря на то что дом № 39 построен в более поздний период, здесь тоже можно обнаружить скромные элементы классицизма: нечетное количество окон, наличники с прямоугольными сандриками, небогатый декор, венчающий главный фасад низкий треугольный фронтон со слуховым окном. Большинство этих элементов погибло в результате последнего пожара, но на старых чертежах и фотографиях можно увидеть первоначальный облик здания.

Тихий уголок недалеко от центра города раньше располагался на самом выезде из Нижнего Новгорода — Арзамасском тракте и был домом для Тобольского полка, а позднее, в советское время, — для офицеров зенитного ракетного училища.

фотографии: Илья Большаков