Михаил Князев

архитектор, сооснователь сообщества «Совмод»

«Совмод» — исследовательский проект, посвящённый изучению и популяризации советской архитектуры 1955–1991 годов. Основан в январе 2013 года молодыми архитекторами Михаилом Князевым, Марией Серовой и Андреем Стенюшкиным.

 

XX век — время автомобилей. Два десятилетия между мировыми войнами были отмечены активным ростом автомобильной промышленности, и вскоре машины вытеснили лошадей с городских улиц. Тогда же появились и первые гаражи. Архитекторы стали обращать своё внимание не только на организацию движения и внутреннюю структуру таких построек, но и на их внешний вид.

Пионер проектирования и строительства гаражей на территории России и
СССР — конструктивист Константин Мельников, автор советского павильона на парижской международной выставке 1925 года и округлого дома-мастерской в Кривоарбатском переулке. За время золотой пятилетки на рубеже 1920-х и 1930-х Мельникову удалось построить в Москве шесть домов культуры и четыре гаража. Самый известный проект этого времени — Бахметьевский гараж, созданный в дуэте с инженером Владимиром Шуховым. Здание имеет форму параллелограмма, которая позволяла сэкономить пространство и организовать эффективную стоянку городских автобусов. В своих последующих проектах архитектор сосредоточился на внешнем виде гаражей, и они стали одними из самых необычных зданий Москвы.

The Village выбрал три самых необычных московских гаража.

Константин Мельников

(1890–1974)

 

 Гараж «Интуриста»

В 1933 году государственное акционерное общество «Интурист» получило в своё распоряжение ряд гостиниц, ресторанов и большой парк автотранспорта. Для сохранения последнего и потребовался гараж. Проектирование поручили архитектурной мастерской № 7 Моссовета, которой в те годы руководил Мельников. Основой послужил простой и типовой проект промышленного здания. Разработкой рабочих чертежей занимался архитектор В. Курочкин, в то время как Мельников взял на себя работу над внешним обликом. Мельников использовал простые геометрические фигуры — круг и трапецию, — чтобы придать зданию динамичность. Фасад стянут диагональю, которая берёт начало от нижней точки круглого витража и подходит к противоположному углу здания круглым козырьком. Последнее было реализовано не полностью: в годы строительства гаража в архитектуре уже преобладал пришедший на смену конструктивизму неоклассический стиль. В результате левая часть здания радикально отличается от корпуса Мельникова.

Архитекторы

К. Мельников, В. Курочкин

Годы создания: 1932–1934

Адрес: улица Сущёвский Вал, 33

 Гараж Госплана

Гараж Госплана проектировался по той же схеме, что и комплекс «Интуриста»: использовался типовой проект, чертежами занимался Курочкин, а Мельников занимался фасадами и общей композицией. Внешнее решение получилось достаточно простым: здание состоит из двух объёмов — одноэтажного гаража и четырёхэтажного корпуса, в котором разместились мастерские и администрация. В главном фасаде можно увидеть очертания автомобиля: большое круглое окно по форме напоминает фару, кровля одноэтажного корпуса — крыло, а каннелюры административного корпуса — решётку радиатора.

Гараж Госплана стал последней реализованной крупной постройкой архитектора Константина Мельникова: с середины 1930-х и до своей смерти архитектор был фактически отлучён от профессии. До 1990-х годов здание гаража занимал таксопарк, потом помещения сдавались разным арендаторам. В январе 2013 года в гараже произошёл пожар.

АРХИТЕКТОРЫ

К. Мельников, В. Курочкин

Годы создания: 1934–1936

Адрес: Авиамоторная улица, 61

 Гараж-паркинг на 9-й Парковой улице

Николай Лызлов — известный московский архитектор, работы которого отсылают к советской архитектуре (таков, например, его «Город яхт» неподалёку от Химкинского водохранилища и микрорайона «Лебедь»). В начале 2000-х Лызлов построил в Измайлове эффектный гараж, который дополнил уже существовавший ансамбль района —  универмаг «Первомайский» (архитектор — М. Мошинский) и кинотеатр «София» (архитектор — З. Розенфельд). Прямоугольный гараж Лызлова стоит на ножках — пространство между колоннами должно было стать пешеходной зоной, но почти сразу после завершения строительства первый этаж застеклили. Удачная внутренняя структура здания позволяет автомобилям всё время двигаться в одном направлении по периметру паркинга. Это решение также заметно облегчает здание, а заострённая форма торцевого фасада придаёт ему динамичность. Другие фасады гаража поддерживают сложившийся модернистский квартал, повторяя пропорции окон и колонн окружающих зданий.

В 2003 году на фестивале «Зодчество» гараж Николая Лызлова был отмечен золотым дипломом за лучшее здание.

АРХИТЕКТОРЫ

Н. Лызлов, А. Краснов,
О. Каверина

Годы создания: 2001–2004

Адрес: 9-я Парковая ул., 60–62

   

Фотографии: Денис Есаков