Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 1.

Денис Ромодин

краевед

   

Здание Культурного центра ЗИЛ найдёшь не сразу: с одной стороны это массивное сооружение прячется за постройками Симонова монастыря, а с другой его заслонили раскидистые ветви деревьев обширного сквера. История появления постройки уходит в 1920-е годы, когда тогдашнее Симоново превратилось в больший рабочий район Москвы под названием Ленинская Слобода. Здесь размещались промышленные предприятия, крупнейшими из которых были автомобилестроительный и машиностроительный заводы. Именно они и выступили инициаторами строительства нового крупного дома культуры.

Место для строительства было выбрано с учётом идеологии: новый центр пролетарской культуры должен был разместиться взамен монастыря, который мешал новой власти. Кроме этого, поблизости шло строительство жилого массива с пятиэтажными домами. Для строительства будущего дворца культуры при автомобильном заводе организовали конкурс, в котором участвовали известные советские архитекторы. По его условиям в Ленинской Слободе должен был появиться настоящий многофункциональный центр, включавший в себя собственно сам дворец культуры, зал массовых действий, бытовой комбинат, фабрику-кухню и даже торговый центр.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 2.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 3.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 4.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 5.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 6.

Для расчистки площадки для строительства в первой половине 1930 года начался снос Симонова монастыря. Были взорваны Успенский собор и массивная колокольня, началось уничтожение некрополя и монастырской ограды с башнями. Однако благодаря усилиям научной и творческой общественности снос монастыря удалось частично предотвратить, оставшиеся постройки были взяты под охрану как памятники архитектуры. Результаты прошедшего конкурса оказались неактуальными, и взамен в конце 1930 года был устроен новый — его фаворитами стали братья Александр, Виктор и Леонид Веснины. К тому моменту они уже были известными архитекторами-конструктивистами, пропагандирующими красоту чистых форм и конструкций. Кроме того, они единственные из всех участников конкурса предложили функциональное размещение здания на очень сложном участке: он ограничивался сохранившимися постройками Симонова монастыря, проектируемым парком на склоне холма и парадной площадью. Из-за этого форма ДК получилась похожей на тень летящего самолёта.

Авторами проекта реконструкции стали архитекторы Павел Зиновьев и Римма Алдонина, которые занимались проектированием и развитием всего Пролетарского района Москвы. К тому моменту конструктивизм уже был реабилитирован, и архитекторы 1960-х часто черпали идеи из ушедшей эпохи. Здание стало признанным памятником московского авангарда — было принято решение сохранить внешние формы сооружения, освободив их от поздних наслоений. Впрочем, архитекторы приняли решение сделать новые интерьеры, но с элементами первоначальной архитектуры. Работы по реконструкции вновь затянулись (теперь уже на десять лет), и вряд ли их качество было высоким. Новые алюминиевые рамы хоть и повторяли рисунок прежних, но оказались негерметичными и грубыми по исполнению. А реконструкция эксплуатируемых кровель привела к тому, что позже их пришлось заделать гудроном.

Дворец культуры завода имени Лихачёва

Архитекторы: Александр, Виктор и Леонид Веснины

Годы строительства: 1930–1937

Годы реконструкции: 1966–1976

Адрес: Восточная улица, 4, корпус 1 

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 7.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 8.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 9.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 10.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 11.

 

Правда, интерьеры здания получили новые оригинальные элементы: изменилась часть светильников, а колонны и парадные лестницы оделись в белый мрамор. Концертный зал был увеличен и по стилистике стал похож на зал кремлёвского Дворца съездов. Реконструкция 1966–1976 годов изменила и помещение полукруглого лектория, похожего на амфитеатр. Его стены украсила лакированная фанеровка, а потолок — светильники, установленные в виде солнечных лучей. Чтобы сделать лучи непрерывными, пришлось закупать финские светильники: советские модели не позволяли их так расположить. Фабрику-кухню, находившуюся в здании ДК с момента открытия, приспособили под новую просторную библиотеку.

На сцене Дворца культуры в 1961 году выступал перед рабочими автозавода и жителями района Юрий Гагарин. Спустя два года — Фидель Кастро, а в 1978 году, уже после реконструкции, на сцене ДК давал концерт Владимир Высоцкий. Реконструкция дала вторую жизнь Дворцу культуры, и его интерьеры участвовали в съёмках новогоднего фильма «Чародеи». В советские годы ДК был центром жизни района, и никто не подозревал, что в 1990-е и начале 2000-х у культурного центра будут сложные времена. Многие помещения использовались не по назначению, а некогда светлые и просторные помещения пришли в упадок. Само учреждение и вовсе открестилось от легендарного названия и стало называться неприметным словосочетанием КЦ «Южный».

 

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 12.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 13.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 14.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 15.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 16.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 17.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 18.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 19.

 

Это история с хорошим концом. В 2008 году здание перешло в собственность правительства Москвы. Были перезапущены кружки, появился современный зал-конструктор, обновлены лекторий, библиотека и концертный зал. 
В неиспользуемых прежде подвалах появились юношеские лаборатории. Благодаря труду коллектива из потускневшего во всех планах ДК удалось создать суперсовременный культурный центр городского масштаба. Шедевр московского авангарда получил новую жизнь.

 

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 20.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 21.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 22.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 23.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 24.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 25.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 26.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 27.

Краевед Денис Ромодин — 
о культурном центре ЗИЛ. Изображение № 28.

Фотографии: Денис Есаков