Вечером 21 октября 2015 года в музее современного искусства «Гараж» состоится презентация новой книги «Леонид Павлов», выпущенной при поддержке Института модернизма и архитектурного бюро «Меганом». Монография под редакцией историка модернизма Анны Броновицкой рассказывает о жизни и творчестве Леонида Павлова — автора «дома с ухом» на Нахимовском проспекте, проекты которого намного опережали своё время. Вслед за презентацией в течение недели последуют «Дни Павлова» — серия лекций и экскурсий, посвящённых наследию архитектора.

Для советской архитектуры Леонид Павлов был живым богом. Он учился ещё у братьев Весниных, дружил с Иваном Леонидовым и из всех послевоенных советских архитекторов был ближе всего к новаторам 1920-х годов космическими масштабами своих проектов. Например, участвуя в конкурсе реконструкции центра Москвы 1967 года, Павлов предлагал невозможное: снести целиком всё Замоскворечье, на его месте разбить парк и раскидать внутри Садового кольца пару высоток, по сравнению с которыми Новый Арбат покажется игрушкой. Начиная как неоклассик, в 1960–1970-е годы Павлов строил модернистские дома для первых советских суперкомпьютеров и станции обслуживания автомобилей. А на закате советской эпохи Павлову пришлось подвести её итоги сакральным и страшным Музеем Ленина в Горках, больше напоминающим храм древней умирающей религии.

Предваряя выход книги, The Village публикует серию работ известного фотографа Юрия Пальмина, который в течение многих лет занимался съёмкой и изучением советского модернизма и участвовал в создании монографии.

 

Станция метро «Добрынинская»

1943–1950 гг.

 Улица Коровий Вал, 1 

 

Здание Госплана в Георгиевском переулке

1962–1969 гг.

 Улица Охотный Ряд, 12

Главный вычислительный центр Госплана СССР

1966–1974 гг.

 Проспект Академика Сахарова, 12

 

Центральный экономико-математический институт АН СССР

1966–1978 гг.

 Нахимовский проспект, 47

Станция технического обслуживания автомобилей
на Варшавском шоссе

1966–1977 гг.

 Варшавское шоссе, 170

Станция технического обслуживания автомобилей
на Минском шоссе

1968–1978 гг.

 Улица Горбунова, 14

 

Вычислительный центр ЦСУ СССР

1968–1980 гг.

 Измайловское шоссе, 44

Мемориальный музей В. И. Ленина в Горках

1974–1987 гг.

 Горки Ленинские, Московская область

   

Юрий Пальмин

фотограф

Я довольно давно снимаю советский послевоенный модернизм. Это для меня отдельная тема, важная и особая, — возможно, поэтому я до сих пор своё отношение к ней до конца не определил. Дело в том, что такая фотография не предполагает, что можно просто снимать какие-то визуальные образы. Здесь необходимо передавать утопию в её лучших проявлениях, которая по понятным объективным причинам оказалась неосуществимой.

Для меня лучшие работы Павлова — это не какие-то его ранние классицистические работы, но и не поздние, вроде Музея Ленина. Большей частью меня впечатляет здание ЦЭМИ с тем самым ухом или Вычислительный центр Госплана. Эти сооружения — знаки утопических иллюзий, которыми жили люди того времени, когда все считали, что кибернетика сможет решить все поставленные перед обществом проблемы.

В 1920–1930-е годы все проблемы «решались» через абстрактные конструкции социальных утопий, а все вокруг ожидали рождения нового человека. Потом постепенно стало понятно, что все люди — такие, какие они есть, и насильственные методы решения проблем не работают. Война показала невозможность применить эти методы. Тогда кибернетику посчитали одним из универсальных методов решения. Все действительно были уверены, что большая умная ЭВМ сможет в деталях просчитать все возможные потребности мира и выдать рекомендации по его рациональному устройству.

Вторым таким утопическим фетишем отчасти был автомобиль. Так что станции технического обслуживания автомобилей на Варшавке и в Кунцеве должны были стать автомобильным раем. Но понятно, почему обе утопии постиг крах. Вычислительные центры, если посмотреть, были построены по образу и подобию огромных вычислительных машин. Очень скоро они не понадобились: все ЭВМ быстро стали не такими большими, как рассчитывали архитекторы. Так же получилось и с автомобилем: из него не вышло универсального решения всех проблем советской экономики. В брежневскую эпоху автомобиль стал дефицитным товаром.

Получается, что, когда снимаешь всю эту архитектуру, основная задача — уловить мечту об утопии. Нужно попытаться увидеть её — отчасти сквозь руины или через другие дома, построенные рядом. Такая архитектура — она же про функции порой, но совсем не про форму. Всё то, что делал Леонид Павлов, — про общество. И именно в таких направлениях думали советские архитекторы, отчасти уходя от эго художника, великого творца и впадая в другие крайности.

Интерес к советскому модернизму немного задержался. Наше общество прожило в отношении некоторого пренебрежения к наследию советского модернизма, и сейчас снова пришло для него время.

 

   

Фотографии: Юрий Пальмин