В субботу после первого этапа реконструкции в Петербурге для посетителей открылась Новая Голландия. Пока законченный вид обрела лишь парковая зона. Из шести исторических зданий, расположенных на острове, работы завершены лишь в Доме коменданта, где теперь разместится офис девелопера. На ноябрь запланировано открытие бывшей кузни, в котором заработает клуб и ресторан, следующим летом — «Бутылки», причудливой кольцеобразной постройки, где когда-то размещалась гауптвахта, а с 2019 по 2025 годы организаторы обещают поочерёдно вводить в эксплуатацию здания складов — три самые крупные объекта на острове.

Однако уже теперь Новая Голландия становится важной точкой на культурной карте города (только в сентябре здесь запланировано больше десяти любопытных мероприятий) и, главное, исключительно приятным местом для прогулок — несмотря на компактные размеры, проект следует считать образцом по части организации пространства и скромной красоты северных парков. 

The Village составил краткий гид по всему, на что следует обратить внимание на острове, для посещения которого сейчас, после того как схлынули толпы народу и исчезли очереди на вход, пришло самое время.

Фотографии

дима цыренщиков

История

Новая Голландия — рукотворный остров, возникший в 1719 году, когда между Невой и Мойкой были прорыты Адмиралтейский и Крюков каналы. Почти сразу здесь началось строительство складов корабельного леса, архитектурные проекты менялись трижды, в результате чего привычный вид комплекс получил только к концу XVIII века. Фасады и эффектная классицистическая арка были выполнены по проекту француза Валлен-Деламота. Строительство на этом не закончилось, позднее здесь были возведены ещё больше десятка сооружений, включая здание морской тюрьмы, пруд «Ковш», бассейн, предназначенный для кораблестроительных опытов, и радиостанцию морского штаба.

На протяжение почти всей истории остров был закрыт для любых посещений. Только в 2004 году все объекты были окончательно переданы городу, после чего объявили конкурс на реконструкцию, в котором победил проект Нормана Фостера, предполагавший возведение амфитеатра под стеклянным куполом и дорогостоящее подземное строительство. Тот первый проект успел получить несколько международных архитектурных призов, но не был реализован в связи с банкротством инвестора.

Новый конкурс в 2010 году выиграла компания «Новая Голландия девелопмент», входящая в группу Millhouse, принадлежащую Роману Абрамовичу. К разработке проекта реставрации привлекли голландское архитектурное бюро West 8, отвечающее также за концепцию Тверской улицы в Москве. 

От идеи строительства новых зданий на острове отказались в пользу идеи создания парковой зоны, а все коммерческие площади было решено разместить в реконструированных исторических постройках. При этом девелопер не просто ведёт бизнес, но и полностью курирует пространство: отбирает арендаторов, формирует программу культурных событий и контролирует целостность концепции. За эту работу  отвечает фонд «Айрис» Дарьи Жуковой и персонально — креативный директор острова Роксана Шатуновская.

Как устроен новый парк

Деревья


Прежде деревья если и росли на острове, то лишь в самых неподходящих для этого местах, например на крышах. Теперь одним из главных поводов для гордости архитектурного бюро West 8 стала липовая аллея из более чем 200 взрослых деревьев, которые были выращены в европейских питомниках, привезены и высажены вдоль Адмиралтейского канала. Кроме них, на территории появилось несколько ив, дубов и ель, которую будут украшать к новогодним праздникам.

Временные павильоны


Вдоль аллеи появилось шесть временных павильонов из дерева, стекла и металла, в которых разместили информационный киоск с сувенирами, лавки с едой и входы в подземные туалеты, оборудованные подъёмниками для людей с инвалидностью. За их дизайн отвечали архитекторы Сергей Букин и Людмила Леонтьева, которые выполнили их в стилистике лаконичных дачных построек северного модерна.

Самый крупный павильон предназначен для проведения выставок, кинопоказов и лекций: сейчас в нём работает выставка работ художников-стипендиатов московского музея «Гараж», которую сменит персональная проект Арсения Жиляева. Что будет происходить в павильоне зимой, пока неизвестно, полноценный обогрев пространства не предусмотрен, и потому выставочную деятельность здесь на зиму планируется приостановить.

Газон


По центральному газону, устроенному по всем правилам и устойчивому к вытаптыванию, наконец-то можно свободно ходить без риска нарваться на замечания охранников. На нём устроена сцена, спроектированная по эскизам парковой сцены Сестрорецкого курорта, разрушенной во время Великой Отечественной войны. Именно здесь в тёплое время года будут проводить большинство концертов, лекций и кинопоказов. Но и в зимнее время пустовать центральное пространство не будет — уже в ноябре здесь появится большой каток.

Травяной сад


Территорию перед зданием бывшей кузни отвели под травяной сад, в котором высадили специи и декоративные растения. Предполагается, что ухаживать за ним будут сами горожане. Для того чтобы в следующем году высадить на месте декоративной капусты, любистока, шалфея и петрушки что-то новенькое, нужно зарегистрироваться на сайте проекта.

Детская площадка


Главным детским развлечением в Новой Голландии стал игровая площадка, которая представляет собой макет фрегата «Пётр и Павел» почти в натуральную величину. За его строительство отвечала студия West 8, а внутренним оснащением занималась немецкая компания Richter, которая проектирует подобные объекты по всему миру.

Еда и напитки


На территории парка есть два киоска с едой. Сейчас в одном из них работает представительство московской бургерной Ferma at Home: здесь готовят чёрные бургеры (350 рублей), запечённую кукурузу с сыром манчего (200 рублей) и разливают сидр и пиво (200 рублей). В другом — расположен проект Deli от сети пекарен «Волконский». В меню — супы (200 рублей), салаты (250–350 рублей), ланч-боксы с лососем или ростбифом (350 рублей), сэндвичи (250–270 рублей), а ещё круассаны и другая выпечка. Предполагается, что эти лавки поселились здесь не навсегда, время от времени арендаторы будут меняться.

«Кузня»


Здание бывшей кузни станет первой исторической постройкой, которая откроется для посетителей. По плану, это должно произойти уже в ноябре, когда в ней заработает клубный проект «Кузня». Обещано, что заведение объединит в себе сразу несколько функций, это будет ресторан, лекционный зал, пространство для работы, кинопоказов и концертов. Внутреннее оформление здания будет выдержано в стилистике дореволюционных петербургских гостиных. 

«Бутылка»


Здание, построенное в XIX веке Александром Штаубергом для морской тюрьмы и получившее прозвище благодаря характерной форме, напоминающей горлышко бутылки, откроется позже запланированного — летом следующего года и примет на своей территории коммерческие проекты, отбором которых уже сейчас занимаются организаторы. Предполагается, что каждый этаж будет иметь собственную функцию. На первом разместят кафе и небольшие лавки с едой, второй отведут под дизайнерские шоурумы, большой книжный магазин музея «Гараж», антикварную лавку и магазин виниловых пластинок. Третий — соберёт проекты, связанные со спортом и красотой (вроде залов для занятий йогой, сайклинг-студии и салона красоты). Наконец, под самой крышей будет работать детский образовательный клуб «Чердак». Несмотря на то что всё это появится здесь ещё через год, уже в декабре во дворе здания планируется провести большой новогодний базар.

Детали


Бывший опытовый бассейн «Ковш» теперь окружён чугунной оградой, которую выполнили по образцу той, которая окружает привычные набережные в центре города. Так же поступили с фонарями и редкими скамейками — их тоже не стали выдумывать заново. Единственным исключением стали лёгкие металлические стулья и кресла, которые можно свободно перемещать по газонам, — их дизайн повторяет мебель из Люксембургского сада в Париже.


Антон Белов

директор Музея современного искусства «Гараж»

Понятно, все ожидают, что сейчас здесь откроется филиал «Гаража» или петербургское отделение музея, но пока это физически невозможно, для этого нет площадей, и, соответственно, даже обсуждение этого вопроса пока не имеет смысла. Мы взаимодействуем с Новой Голландией по понятным причинам и уже сделали несколько совместных проектов.  Так что сейчас, когда остров открывается, логично, что именно мы делаем первую выставку. Дальше будет открываться здание морской тюрьмы, и мы уже договорились, что там разместится музейный магазин «Гаража», чтобы наша литература находилась здесь в постоянном доступе, планируем на следующий год и какие-то совместные выставочные проекты: лэнд-арт, скульптура, какие-то вещи, которые смогли бы оживить остров. Новая Голландия находится в развитии, и я думаю, как только будет окончательно понятна концепция и запрос от жителей Петербурга, можно будет подумать и о чём-то более масштабном и глобальном.

Давайте говорить честно, Петербург — это довольно снобский сложный город со своей харизмой и спецификой, здесь есть гигантские музеи, которые тоже теперь занимаются современным искусством, такие как, например, Эрмитаж, — и мы не хотим никому здесь ничего навязывать. Мы ведём свою постоянную деятельность: наш научный отдел теперь регулярно посещает Петербург, мы исследуем архивы местных художников, арт-деятелей, изучаем, какие здесь происходят образовательные активности, как строится работа с людьми с инвалидностью. У нас есть самый большой архив по современному российскому искусству, и, когда «Гараж» закончит работу по созданию такого архива, связанного с Петербургом, наверное, будет логично, если мы станем хранить его здесь.


Джон Манн

начальник управления информационной политики компании Millhouse

Я горжусь своими коллегами. Я был здесь в марте, видел, что было тогда, и то, что они сделали за эти пять месяцев, — это просто великолепная работа. Конечно, не всё полностью готово, есть какие-то маленькие недоделки, но в целом создана прекрасная парковая зона для города.

Очень много работы, которая была проведена, остаётся незаметной. Не только, например, реконструкция «Ковша», но и набережная Адмиралтейского канала, которую мы переделали полностью, подземные инженерные сети, которые никто не видит, но на которые мы потратили очень много времени. Мы укрепили фундаменты складов, отремонтировали крыши, здание «Кузни» восстановили практически с нуля, поскольку оно было разрушено, там внутри деревья росли. В «Бутылке» работа сейчас идёт полным ходом, к сожалению, нам пришлось перенести открытие на следующее лето, хотя изначально мы планировали закончить к декабрю. Поэтому да, главная задача такого строительства — попасть в срок, но ещё важнее сделать всё хорошо.

В Петербурге я оказался первый раз 16 лет назад, нужно сказать, тот первый опыт был не очень положительным. С тех пор как мы выиграли тендер, я стал приезжать чаще и полюбил город, он стал очень приятным, здесь многое изменилось. Появились новые симпатичных места: не только улица Рубинштейна, но и, например, район улицы Некрасова, так что я думаю, что Петербург идёт своим путём. Все эти маленькие рестораны с понятной концепцией и уютной атмосферой — конечно, это есть и в Нью-Йорке, и в Лондоне, и даже в Москве, но мне они кажутся очень питерскими. И этот проект, когда мы его запускали, постоянно сравнивали и с нью-йоркскими, и с лондонскими парковыми зонами, но в реальности он получился очень своеобразным, и я думаю, так и будет.


Главные события сентября

1 сентября

«День бесполезных знаний»


В первый день учебного года на острове проведут детский фестиваль «День бесполезных знаний». Организуют его художницы Женя Исаева и Маша Небесная из творческой мануфактуры «П.Т.Х.», которые прежде руководили детским направлением проекта «Лето в Новой Голландии». На празднике будет работать четыре тематические станции: например, «Школа космического образования», в которой будут настраивать антенны для приёма сигналов из космоса, и «Дом народной глупости», который запустит мастерскую танца для вызова дождя в засушливом Петербурге.

2 сентября

Спектакль «Переворот» мастерской Дмитрия Брусникина


Театральная труппа, возникшая на базе курса Школы-студии МХАТ, покажет на летней сцене музыкальный спектакль, созданный по текстам одного из важнейших представителей московского концептуализма Дмитрия Пригова. В основе спектакля два текста — «Я играю на гармошке»  и «Революция».

3 сентября

Фестиваль «Антон тут рядом»


Третий благотворительный фестиваль придуманный фондом, помогающим социализироваться людям с аутизмом, впервые сменит площадку и станет бесплатным для посещения. На музыкальной сцене выступят Optimystica Orchestra, группа «Странные игры» и Sirotkin, в лектории образовательного интернет-проекта Arzamas будут рассказывать о культуре через истории любви, на вечер запланирован показ короткометражной анимации и фильм Бориса Барнета «Девушка с коробкой» 1927 года в сопровождении живого выступления Владимира Волкова.

7–10 сентября

Кинопоказы центра документального кино и Beat Film Festival


В рамках программы документальных фильмов под открытым небом покажут видео-документацию последнего выступления Дэвида Боуи, ленту о британской певице Эми Уайнхаус и фильм о нью-йоркской няне Вивиан Майер, увлекавшейся фотографией, после смерти которой был обнаружен фотоархив со снимками, неожиданно сделавшими её знаменитой.  

15 сентября

Earlymusic


Шестнадцатый по счёту фестиваль барочной музыки в этом году будет посвящён Франческо Арайе, оперному композитору и придворному капельмейстеру времён Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Будут исполнены фрагменты его опер «Сила любви и ненависти», «Цефал и Прокрис» и «Семирамида»

16 сентября

Концерт группы Glintshake


Концерт и презентация нового альбома основанной четыре года назад московской рок-группы Glintshake. Это будет их первый альбом, записанный на русском языке, с помощью которого участники группы рассчитывают «вернуть в независимую поп-музыку остроту, свободу и самоиронию».