В серии материалов «В фокусе» при поддержке Nikon мы рассказываем о том, как работают украинские фотографы, в чём состоит уникальность их «почерка» и из чего строится съёмочный процесс.

Для материала этой недели мы отправились с Крис Кулаковской в Музей авиации и поговорили с ней об отношении к профессии, о том, почему ей нравится снимать портреты и о проектах, которые она мечтает реализовать.

 

 

Свою первую камеру Крис купила в 2009 году. Какое-то время фотографировала знакомых и друзей, потом начала работать в сфере рекламы и забросила фотографию. Вернулась к фотографии полтора года назад. Тогда Сергей Сараханов как раз открыл свою школу фотографии Kiev Art College, где Крис посетила несколько курсов. Сейчас девушка — главный редактор сайта Nighttripping, также она фотографирует для многих проектов, среди которых — барбершопы FIRM.

В Музей авиации мы приходим снимать Артура Марса, журналиста, с которым работает Крис. «Он очень много путешествует и любит приключения. Мне кажется, что эта локация очень точно передаёт его вечное состояние полёта», —объясняет Крис, пока мы рассматриваем огромную территорию музея. Музей скоро закрывается, так что нам нужно поторопиться. Наш герой примеряется к ближайшему воздушному судну, пока мы начинаем обсуждать профессию.

 

 

«Как по мне, фотограф – единственная профессия, ассоциироваться с которой и стыдно, и приятно. Несколько лет назад это дело настолько сильно опопсили, что я страшно не любила ассоциировать себя с фотографией. А теперь мне всё равно как называться», — объясняет Крис.

 

   

Я просто создаю истории — так я сформулировала для себя то, чем занимаюсь. Фотография — один из моих главных инструментов. Второй — слово.

   

 

Портреты Крис делает часто. На сегодня самая знаковая работа для
неё — проект «Помешанные» для журнала theNorDar. Это серия потретов людей, живущих в Украине, но имеющих корни во многих странах. Крис занимается проектом уже полтора года. В этом году в Киеве уже прошло две выставки и состоялась презентация первого тиража книги, посвящённой проекту.

«Я бы хотела продолжать делать тематические проекты о людях. Люди о людях пишут, фотографируют их, снимают фильмы. Таким образом мы создаём то, что кажется нам вечным. Портрет в этом смысле — лучший жанр, который может сохранить эту вечность в одном человеке. Передать его суть. Репортаж больше про общество, портрет — про тебя лично. Мне интересна, скорее, история в одном лице, она кажется мне честнее», — объясняет Крис. Постановочные кадры наша героиня не любит, поэтому Артуру даётся почти полная свобода. Но всё же для снимка в движении Крис заставляет его побегать, пока не остаётся довольна кадрами.

 

 

«Мне нравится проект Бенуа Пайе "Незнакомцы". Он фотографировал случайных прохожих в разных городах и собирал из этих портретов серии. Это для меня некий референс и планы на будущее. В таком деле главная задача — лучше видеть и быть невидимым для человека, которого снимаешь. Стать за эти 10–20 минут случайным хорошим другом, которому можно довериться», — продолжает Крис.

 

   

Хочу сделать проект о своих современниках, деятельность которых мне импонирует. Я сейчас уже немного занимаюсь этим. Люблю своё поколение и хотела бы рассказать про это поколение другим.  

   

 

«Если говорить о планах в принципе, то я собираюсь больше снимать с разными источниками света, научиться фотографировать с мультиэкспозицией, делать групповые портреты».

Пока мы разговариваем, к нам пару раз подъезжает на велосипеде серьёзный усатый охранник и предупреждает, что музей закрывается. Снова завидев его на горизонте, мы хватаем все вещи и спешим укрыться в углу за старым лайнером. Пока мы отвлеклись от процесса съёмки, расспрашиваем Крис об особенностях стиля: «Мне кажется, автор редко может дать очень высокую оценку самому себе, если только он не страдает нарциссизмом. Я стараюсь обходить таких товарищей стороной. Кстати, по поводу самооценки, советую почитать книгу "Кради, как художник", Остина Клеона. Там есть термин «сидром самозванца», который объясняет, что нужно просто продолжать делать то, что ты делаешь и не задумываться о правильности выбора. Это твой выбор и тебе плевать на все остальное.

 

  

Не хочу как-то определять свой почерк. Каждый человек увидит то, что ему отзовётся. Эта прогулка с путешественником лишь маленькая часть всей истории. Из технических моментов, я снимаю на открытой диафрагме. Стараюсь делать меньше постановочных кадров, больше ловить моменты, эмоции. Не могу сказать, что довольна своими текущими результатами на сто процентов. Мне постоянно не хватает времени, и самое большое удовольствие от процесса я получаю, только когда никуда не спешу».

Но поспешить, чтоб нас окончательно не выгнали из музея, всё же приходится. Благо у героя эмоций предостаточно, и Крис спешит их поймать.

 

 

Когда уже собираемся, интересуемся, как работалось с камерой: «Выбор камеры и оптики зависит от задачи. Вообще для меня важнее не камера, а линза. Я люблю светосильные фиксы, у них приятная мягкая картинка по цветам и лучше фокусировка. Что касается Nikon, сегодня я использовала два объектива — 35 мм 2.0 и 58 мм 1.4. Поскольку здесь кропнутая матрица, выходит, что я снимала практически на полтинник и 85-ку. Камера неплохая. Думаю, для тех, кто собирается знакомиться с фотографией, она отлично подойдёт. Приучить себя к новому расположению кнопок получилось за короткое время. Моей первой камерой, кстати, была Nikon D60.

 

 

Всем своим друзьям при выборе камеры я даю один и тот же совет. Никогда не покупайте камеру с китовым объективом. Лучше взять самый бюджетный полтинник, и у вас будет совсем другая картинка».

  

 

 

 

 

 

Текст: Ирина Грищенко
Фотографии:  8caliber, Крис Кулаковская