В 2019 году всех автомобилистов могут разделить на любителей и профессионалов. Согласно новому законопроекту, который подготовило министерство транспорта, любители — это водители, которые пользуются машиной только в личных целях, а профессионалы — в рабочих, то есть дальнобойщики и таксисты. Для первых программу обучения упростят, а для последних, наоборот, усложнят. Любителям не придется изучать принципы организации таксомоторных и грузоперевозок, а также руководство работой подвижного состава. В свою очередь, водительские права профессионалов будут действовать в течение пяти лет, после чего придется снова сдавать экзамены и проходить медицинское обследование. The Village собрал мнения инструктора по вождению, главы профсоюза дальнобойщиков и других экспертов о плюсах и минусах нового закона.

«Хочешь работать в такси — изучай специальный блок»

Сергей Лобарев

председатель правления «Гильдии автошкол»

В нынешних программах обучения водителей все смешано в кучу. Сейчас любителям зачем-то дают информацию о специализированном подвижном составе, оперативном учете работы водителей, их обучают актам, определяющим порядок перевоза грузов, и многим другим ненужным вещам. Все это не нужно.

Водителям-любителям следует упростить сдачу площадки и убрать два-три упражнения, например эстакаду — зачем она нужна, если большинство машин сейчас с автоматической коробкой передач? Вместо этого можно ввести полезное занятие — «мальтийский крест». Да и в принципе прохождение пяти упражнений на скорости три километра в час бессмысленно, лучше больше времени уделить езде по городу.

А водителям-профессионалам необходимо больше учиться теории и практике вождения, правилам перевозки и сохранности грузов, вопросам экологии, этики, особенностям перевозок, знанию городской инфраструктуры, психологии, конфликтологии и так далее. Хочешь работать в такси — изучай специальный тематический блок — такова международная практика.

При этом я считаю, что обучение на водителя-любителя должно стоить 30 тысяч рублей (что дешевле, чем сейчас), а на водителя-профессионала дороже — 45 тысяч.


Иван Брусенцов

директор службы Banana Taxi

Сторонники этой инициативы говорят, что водители-любители во время обучения получают лишние знания. Но у меня права категории Б, и ничего ненужного я не изучал.

В целом у меня три претензии к этому законопроекту. Во-первых, он выглядит как новая кормушка для ГИБДД. Например, недавно ввели закон о получении российских прав для иностранных граждан — теперь наши таксисты из других стран с 20-летним стажем вынуждены платить по 45 тысяч рублей, чтобы получить права. Иностранцев специально валят на экзаменах — им говорят: «Либо вы приносите деньги, либо не получаете права». Новые профессиональные права будут выдавать по такому же принципу, и стоить они будут порядка 75 тысяч рублей.

Вторая претензия: новый закон — это удар по бизнесу. Я легко представляю себе, что через три месяца нам скажут, что все таксисты обязательно должны иметь профессиональные права. И что, нам всех увольнять и брать откуда-то новых водителей?

Этот законопроект устарел. Если бы мы жили в 1950 году и нельзя было бы отличить бомбилу от нормального таксиста, то инициатива имела бы смысл, а сейчас для этого существует множество технических средств. Когда я заказываю машину, то знаю, что все данные водителя, включая паспортные, у кого-то имеются и по первому требованию предоставляются в полицию. По поводу профессиональных знаний водителей такси я вот что могу сказать. Лет 40 назад водителям нужно было держать в голове 10 тысяч улиц и пользоваться справочником по Москве, а сейчас для этого есть «Яндекс.Навигатор» — любой таксист называет адрес и тут же видит кратчайший маршрут. Какие нужны знания, какая квалификация?

Современная система такси учитывает и психологию, и конфликтологию. Например, вам не понравилось поведение водителя — поставьте ему кол, и он будет получать в два раза меньше заказов. Мы недавно подсчитали, что каждая плохая оценка снижает заработок водителя на 10 тысяч рублей в месяц.

Я не понимаю, для чего нужны профессиональные права. Просто чтобы были? Такое ощущение, что кто-то занимается деятельностью, чтобы просто ей заниматься.

«Идея может быть выхолощена и дискредитирована»

Валерий Войтко

председатель профсоюза «Дальнобойщик»

К сожалению, значительную часть наших водителей-дальнобойщиков сложно назвать профессионалами. В России отсутствует полноценная система подготовки кадров, существуют лишь фрагментарные курсы. Автошкола дает поверхностную и очень приблизительную подготовку к дальнейшей работе.

Если разделить права на любительские и профессиональные, то проблему можно решить грамотным распределением часов обучения. Например, сократить преподавание информации о работе двигателя и тормозной системы — времена, когда водитель масляными руками лез под капот, уже прошли, сейчас все пользуются автосервисами. А вместо этого нужно добавить практические занятия: вождение, маневрирование, разгон и другие, связанные с динамикой грузового автомобиля, которая напрочь отличается от динамики легковушки. Также будущие дальнобойщики должны изучать требования по перевозке грузов, уметь работать с документацией и решать конфликтные ситуации с ГИБДД, с отправителем и получателем груза.

Я двумя руками за этот закон, но главное — чтобы при разработке программ обучения учли мнение перевозчиков. Я боюсь, что если все отдадут на откуп чиновникам Минтранса, то идея может быть выхолощена и дискредитирована.

«Зачем человеку, который ездит только на дачу, знать, как работает двигатель?»

Александр Ачкасов

председатель правления Союза автошкол

Нынешняя программа обучения сильно перегружена для людей, которые никогда не будут заниматься извозом и садиться за большегруз. Ну зачем человеку, который ездит только на дачу, знать, как работает двигатель, а также основы грузовых и пассажирских перевозок? Сейчас это изучают в обязательном порядке все будущие водители, и все это нужно убирать путем разделения прав на профессиональные и любительские.

Наша ассоциация предлагает не уменьшать количество часов для водителей-любителей, а ввести вместо них видеотесты, которые помогут правильно оценить ситуацию на дороге. Это будут трех-пятиминутные ролики, благодаря которым человек научится понимать, как себя вести в той или иной ситуации — например, если на улице гололед, если нужно перестроиться или если на дорогу выскочил лось.

А для профессионалов я бы ввел дополнительные дисциплины, лишним это не будет.

«Многим тяжело сдавать по нынешним правилам»

Ахад Абдурахмонов

инструктор по вождению

Ничего лишнего в теории для водителей легковых автомобилей нет, не знаю, что оттуда можно убрать. А вот тем, кто хочет работать на такси, можно сделать сдачу экзамена пожестче: например, снизить количество возможных ошибок на экзамене и чтобы они больше по городу ездили во время сдачи города.

Но разделение на профессиональные права и любительские — это правильно, потому что многим тяжело сдавать по нынешним правилам, например девочкам, которые не пойдут бомбить на такси и будут ездить для себя.


Обложка: Kzenon — stock.adobe.com