Широкое обсуждение нового логотипа Петербурга началось после твиттер-публикации бывшего арт-директора Студии Лебедева Славы Кутеева. Студия, кстати, до сих пор не подтвердила своего участия в этом проекте, но это и не важно: лого уже можно увидеть в группе «ВКонтакте», в Facebook и Twitter портала Visit Petersburg. The Village попросил известных дизайнеров и простых петербуржцев высказать своё мнение о новом знаке города и том, насколько лого передаёт петербуржский дух.

Что дизайнеры и горожане думают о новом логотипе Петербурга?. Изображение № 1.

 

   

Что дизайнеры и горожане думают о новом логотипе Петербурга?. Изображение № 3.

Виктор Коновалов

CEO XCLV.COM

Я с интересом слежу за развитием событий с момента поста Кутеева. Являются ли варианты разработкой Студии Лебедева — комментарий Тёмы по этому поводу я пока не получил. До момента публикации на сайте Artlebedev будем считать это вариантами, опубликованными на немецком сайте. Два момента вызывают сомнения в подлинности авторства: схожесть с лого Одессы (ими же разработанного) и труба, выпадающая из стилистики, — вряд ли подобный очевидный прокол выпустили бы в свет.

Идея динамической системы идентификации, где основной интегратор — узнаваемое шрифтовое решение, — вполне жизнеспособна. Проверить просто: убираем знак, оставляем три строки — узнаваемость сохраняется. Линеарные знаки тут — отголоски трендов. А на поверхности проблема с целостностью системы. Каждый знак ожидаемо должен органично смотреться в «наборе», т. е. если все иконки нарисованы сплошной линией без заливки, то все они без исключения должны быть созданы в этом ключе, а тут труба имеет заливку на конце. Второй момент — масса. Неправильно, если у одной иконки множество деталей, а другая — только контур (сравните чашку и трубу). Третий момент — памятник (и только он) имеет разрыв контура. Стоило бы предположить, что в чашке верхний контур тоже где-то будет иметь разрыв.

В отношении любого территориального брендинга, на мой взгляд, критерий один — как айдентика изменяет город, насколько она задаёт настроение и как широко используется. Созданный мной логотип Киева стал одним из двух официально утверждённых администрацией. И ни один из проектов не воплощён в жизнь в полном объёме. Вызов не в том, чтобы создать вкусное решение, а в том, чтобы дать ему жизнь и интегрировать в повседневную жизнь города.

Если абстрагироваться от духа Питера, то с визуальной точки зрения знак вполне сносный. Идея хороша своей свободой. Шрифтовое решение имеет свой характер. Разделение на три слова, возможно, имеет корни в истории основания города. Санкт-Питер-Бурх — крепость, в честь которой возник город. Уместно ли подобное решение в наши дни и как его воспринимают жители города — интересный вопрос, на которой мне самому хотелось бы услышать ответ от коренных горожан.

   

Что дизайнеры и горожане думают о новом логотипе Петербурга?. Изображение № 4.

денис шарыпин

UI-дизайнер Bookmate

Этот логотип — классический евроремонт. Старые прогнившие стены освежили обоями. Он, конечно, привлечёт туристов и поднимет продажи сувенирной ерунды (название, кажется, разбили на три строки специально, чтобы на футболке было удобнее печатать). Но он совсем не передаёт атмосферы города. Я считаю, что весь российский дизайн, который работает на международном уровне, должен быть агрессивным, как лебедевский логотип Москвы или трамвай R1. Потому что это наша фишка, это честно и напрямую связано с культурой страны. И если с этой позиции делать туристический логотип для Петербурга, то надо было его делать ироничным. Например: топор Раскольникова в качестве иконки, много-много-много (очень много) дождя, рюмки и бутылки (любой житель Финляндии знает, что Петербург — это бар-хоппинг). Ну, и конечно же, всё в оттенках серого цвета.

   

Что дизайнеры и горожане думают о новом логотипе Петербурга?. Изображение № 5.

григорий чемерис

дизайнер

 

Довольно смело обошлись с разделением «Петербурга» в два слова. Из-за того, что первое слово самостоятельное, Peters и burg, что идут за ним, воспринимаются без переноса так же самостоятельно. Даже маленькая b не особо спасает ситуацию. Неоднозначно, но думаю, что не критично (прочитал про переносы, поговаривают, что в старой кириллической письменности были варианты орфографии без них — это интересно).

Мне нравится использованный шрифт. Он вполне подходит городу по характеру. Лично мне, возможно, хватило бы надписи с волнистой линией (без иконок). Т. е. использовал бы один образ, а не два, но тут дело вкуса, конечно.

PS. Питер-мама; похожий якорь где-то мы уже видели.

   

Что дизайнеры и горожане думают о новом логотипе Петербурга?. Изображение № 6.

анна кулачёк

арт-директор института «Стрелка»

Я не уверена, насколько городу нужен логотип и насколько он должен отражать сам город, так как у каждого есть своё видение. Кто-то смотрел на город со стороны музеев, кто-то — со стороны баров. И это две разные картинки. Идеал логотипа города для меня I LOVE NY, и он не про картинку города, он про отношение к нему.

   

Что дизайнеры и горожане думают о новом логотипе Петербурга?. Изображение № 7.

дима барбанеля

«Мастерская Димы Барбанеля»

Проект странный и вне контекста, как и всё прочее, что в последнее время делает Студия Лебедева. Можно выразить одним словом «неталантливо».

   

Что дизайнеры и горожане думают о новом логотипе Петербурга?. Изображение № 8.

ДМИТРИЙ КУЗЬМИЧЕВ

креативный директор и бренд консультант

Зная официальный комментарий Visit Petersburg, критиковать что-либо не имеет никакого смысла. Всё ожидаемо.

Но если разбирать результат, то лично для меня здесь всё довольно плохо. Интересна только идея (если она была) с нимбом (Saint — «святой»), на котором строятся иконки. Из этого могла получиться какая-то игра в коммуникации, через моушен или носители. Но опять же, остаётся вопрос уместности. Подходит ли такой юмор (по-другому не назвать) Петербургу? Я так не думаю.

Что касается типографики. Я считаю, что если ты хочешь встроить в шрифтовую часть какое-то количество графических символов (а их там немало), то не стоит больше ничего делать в дополнение — ни иконок, ни волны (если, конечно ты сделал сильное шрифтовое решение). Про исполнение иконок и волны я просто молчу. А получается такое нагромождение, целый справочник по Петербургу, не знаешь куда смотреть. В итоге теряется чёткость сообщения, что в данном случае немаловажно.

Про общий образ что-то говорить трудно, т. к. нужно знать цели и стратегию, которая за этим стоит. Это, конечно, не про культурную столицу, но культурная столица сегодня скорее миф. А чтобы вернуть себе право называться подобным образом (именно вернуть, т. к. определение это появилось в Петербурге не с пустого места), нужно проводить работу и изменения на совершенно других уровнях, а потом уже заниматься созданием «культурного» бренда. С другой стороны, задачей могло быть создание френдли-образа, что сейчас является общей тенденцией. Но глядя на символы, на шрифт, на разделение Peters burg, на общее исполнение, понимаешь, что всё равно похоже это не на френдли, а на какой-то прикол.

   

Что дизайнеры и горожане думают о новом логотипе Петербурга?. Изображение № 9.

макси шилов

дизайнер,
арт-директор
Maxi by Maxi

Как всегда, сложно обсуждать и комментировать брендинг городов, так как в основном не ясны задачи, которые стояли перед авторами, помимо банальной туристической привлекательности.

Данный стиль не отображает уникальность Петербурга, но как простой, шаблонный маркетинговый инструмент вполне может жить. Смущает вторичность решения с якорем как символом, всё-таки в мире очень много городов, где присутствует морская тематика. В этом плане хорош пример айдентики города Порту. Там символы присутствуют (кстати, они тоже выполнены контуром, есть в чём-то схожесть, но представляют собой динамичную систему, взаимодействуя друг с другом), при этом сам леттеринг не перегружен лишними декоративными элементами. Поэтому коммуникация лёгкая, подвижная и её тональность можно легко менять.

Надо отметить, что сама идея построения иконок от окружности, так как Петербург расположен на островах, хорошая, и здорово, если это вышло не случайно и получит развитие на других носителях.

В общем, картинка на любителя, как и всегда в подобных случаях. Жаль, что этой картинкой ограничились, не проводя исследования и выявления более характерных, уникальных символов города. Мне интересно, какой коммуникацией, копирайтингом вся эта кампания будет сопровождена.

 

Мнения горожан

Что дизайнеры и горожане думают о новом логотипе Петербурга?. Изображение № 10.

тимофей

предприниматель

Логотип с якорем хорош, потому что город портовый, но я не совсем понимаю, почему он стал основным, а не тот, что с ангелом и крестом. Ангел лучший из всех, на мой взгляд, просто потрясающий. Больше всего подходит к городу и передаёт ощущение красивого места с верой в определённые вещи.

В целом логотип нравится — прикольный, простой и лаконичный. Нет никаких наворотов — всё легкочитаемо и воспринимается хорошо, от цвета до линий. Приятно обыграли солнце и воду.

   

Что дизайнеры и горожане думают о новом логотипе Петербурга?. Изображение № 11.

Марина Шишкина

депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга

Мне логотип нравится. В первую очередь своей нетривиальностью. Мне кажется, что логотип получился ассоциативным, но при этом лаконичным. В его вариантах обыгрываются элементы герба Петербурга, но это сделано некондово и неофициозно. Хорошо, что в логотипах визуализирован не только город-музей с его классическими символами, но и город, в котором живут люди. А они знают, что осенью без зонта на улицу лучше не выходить, а если уж вышел и замёрз — можно зайти в одну из многочисленных кафешек и согреться чашкой кофе. И все эти, казалось бы, труднопереводимые на язык знаков и символов ощущения, знакомые каждому петербуржцу, в вариантах логотипа представлены.

Мне кажется, что у этого графического знака есть все шансы быть использованным и нашими чиновниками, и, что более важно, жителями и гостями Петербурга.

   

Что дизайнеры и горожане думают о новом логотипе Петербурга?. Изображение № 12.

александра

студентка ВШЭ

Мне логотипы показались весьма концептуальными. На три слова почему раздроблено? 
Далеко не все символы ясны. Могут возникнуть вопросы по поводу кофейной чашки или короны. Каждый по отдельности ничего, но если собрать их все вместе, то начинают возникать вопросы.

Впрочем, я думаю, они будут весьма популярны, как минимум потому, что разрабатывала их Студия Артемия Лебедева. Цвета и шрифт они как надо подобрали. Почти каждый найдёт в этом что-то. Если считать жёлтый золотым и голубой воспринимать как отсылку к городу на Неве, то в принципе можно принять такой логотип.

   

Что дизайнеры и горожане думают о новом логотипе Петербурга?. Изображение № 13.

ВАЛЯ ВАСИЛЬЕВА
PR-директор культурного центра

Во-первых, якорная тема у меня больше ассоциируется с Кронштадтом. Во-вторых, мне кажется, у нас есть более актуальные ассоциации. Я не думаю, что мы портовый город в первую очередь. Несмотря ни на что, я всё-таки верю, что Петербург когда-нибудь вновь станет культурной столицей. Должно быть что-то более очевидно культурное, чем морское. Или, допустим, фонтан — это больше в сторону Петергофа. Эти логотипы как будто ходят вокруг Петербурга.

Ангел с Петропавловской крепости — не знаю, насколько это будет узнаваемо для туристов. Я живу рядом с Петропавловкой, и для меня это одношаговая ассоциация. Но не для приезжего. Петербург и чашка кофе? Мне кажется, до этого далеко. Петербург как город дождя — наверное, не очень оптимистично и возникают ассоциации с Лондоном. Остались логотипы с непонятным сплюснутым баблом и трубой. И корона — Петербург как имперский город, это, конечно, сразу заявка на победу. Можно дальше вспомнить и о том, что Путин из Петербурга. Ассоциаций масса.

Если бы нужно было выбирать, я бы поставила на ангела Петропавловской крепости. Но, возможно, само изображение нужно было бы сделать ещё проще. Оно состоит из четырёх частей и выглядит весьма сложно. Но мне эта история нравится, есть тёплое ощущение.

   

Что дизайнеры и горожане думают о новом логотипе Петербурга?. Изображение № 14.

ЕВГЕНИЯ ФАТЫХОВА
архитектор 

Если рассматривать логотип не привязываясь городу, то он имеет место быть. К примеру, как логотип рыбного ресторана или фирмы по аренде яхт. Он лёгкий, весёлый и несерьёзный. Логотип города может быть современным, стильным, неконсервативным, но он не может быть несерьёзным.

Если мы говорим о новом проекте, то он должен быть действительно новым! Даже если речь идёт об инфографике и айдентике. Стиль использованный здесь избит до невозможности. Сразу читается ориентир на западного туриста — это стандартный стиль для уличной инфографики европейских городов. На мой взгляд, идти для Санкт-Петербурга тем же путём — вариант заведомо проигрышный. Нужны самобытность и оригинальность.

   

Что дизайнеры и горожане думают о новом логотипе Петербурга?. Изображение № 15.

ЛИЗА САВИНА
галерист

Логотипы, конечно, смешные, но соответствуют скорее не духу города, а набору фантазмов москвичей по поводу Петербурга. по этому поводу вспоминается довлатовская история: «В детскую редакцию зашёл поэт Семён Ботвинник. Рассказал, как он познакомился с нетребовательной дамой. Досадовал, что не воспользовался противозачаточным средством. Оставил первомайские стихи. Финал их такой: „...Адмиралтейская игла. Сегодня, дети, без чехла!..“ Как вы думаете, это — подсознание?»

Мне не нравится их мимимишная округлость — она такая совсем не про Петербург. Петербург город резкий, чёрно-белый и квадратный. Особенно в это время года. В этом смысле кораблик со шпиля Адмиралтейства и кардиограмма Петропавловской крепости городу соответствуют гораздо больше.

   

АННА КОНСТАНТИНОВНА
пенсионер

Нет, ну красиво получилось. Мне нравится. Но лучше бы написали «Петербург» правильно, а то непонятно как-то. То, что это якорь, я тоже не сразу поняла. Думала, Ростральная колонна со Стрелки Васильевского острова. Странный якорь, но хорошо всё равно. Всё хорошо.

Хотя эти с кружками и парашютами непонятно зачем нарисовали. Глупость какая. Фонтан на дерево похож и корону от купола не отличить. Но мне больше всех труба нравится. Хоть как-то Филармонию нашу вспомнили. Хоть что-то культурное добавили.