В Сырецком парке открылся сезон работы Малой Юго-Западной железной дороги, которую обслуживают дети. The Village посмотрел, как устроен процесс обучения юных железнодорожников, побывал в диспетчерской и в депо и прокатился на поезде, которым управляет 14-летний машинист. 

 

Ж/Д В МИНИАТЮРЕ

На пути длиной 2,5 км расположены всего две станции — Вишенка и Яблонька. Между ними курсирует один поезд — тепловоз с тремя пассажирскими вагонами. Стоя на перроне ж/д станции в Сырецком парке, ощущаешь себя если не Гулливером, то как минимум дядей Стёпой: в отличие от обычной железной дороги, здесь всё уменьшенное — ширина колеи, длина пути, габариты поездов. Собственно, и сами железнодорожники выглядят уменьшенными: в служебной униформе — дети. 

Малую Юго-Западную железную дорогу открыли в августе 1953 года. Тогда подобные проекты были популярны, и едва ли не каждый большой город в СССР считал делом чести построить железную дорогу для детей. В Киеве первым вышел на рельсы старый немецкий паровоз. Машина, недавно разменявшая седьмой десяток, по сей день стоит в депо в Сырецком парке. Сегодня её выпускают на дорогу лишь по большим праздникам. Говорят, что несколько лет назад паровоз хотели купить американцы и предлагали за него семизначную сумму, но руководство дороги отказалось от сделки, считая раритет бесценным. 

Среди пассажиров детской железной дороги — в основном дети их родители.. Изображение № 1.Среди пассажиров детской железной дороги — в основном дети их родители.

 

ЮНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ

На Малой Юго-Западной железной дороге работают дети от 10 до 16 лет, все они — члены кружка железнодорожников. С октября по апрель — теория, в мае начинается практика. Ребята приходят на станцию к девяти утра, готовятся к смене: проверяют подвижной состав и тепловозы. Если нужно, доливают масло и солярку. Вечером отгоняют поезд в депо. 

Время обучения в кружке — около пяти лет. Ежегодно практические задания усложняются. В первый год юные железнодорожники вырабатывают навыки проводников, контролёров и дикторов, во второй — работают операторами и помощниками машиниста. Третий год — самый насыщенный и интересный. С этого момента детям доверяют роли машиниста, осмотрщика вагонов и дежурного по станции. Машинисты получают права, позволяющие управлять тепловозом.

Диспетчерский пульт.. Изображение № 8.Диспетчерский пульт.

 

СТАНЦИИ 

Станции на детской железной дороге несколько меньше обычных. Здесь есть диспетчерская, где объявляют прибытие и отправление поезда, касса и скамейки под навесом. Несмотря на дождь, на платформе многолюдно — в день открытия сезона здесь в основном дети с родителями. У кассы выстраивается небольшая очередь. Цена взрослого билета — 15 грн., детского — 11,24 грн. 

До первого поезда десять минут. Пока он не пришёл, дети подробно изучают конструкцию стоящего на платформе паровоза. Наконец из динамика доносится звонок, и детский голос объявляет о прибытии состава. «Сейчас мы уедем на поезде, далеко!» — сообщает кому-то по мобильному пассажир лет пяти и тянет маму к платформе. 

Между станциями курсирует тепловоз с тремя вагонами.. Изображение № 22.Между станциями курсирует тепловоз с тремя вагонами.

 

В ПУТИ

От Вишенки до Яблоньки поезд добирается за пять минут. Ещё столько же стоит на станции. За это время на перроне успевает собраться толпа пассажиров не меньше, чем в метро в час пик. Среди них пестреют осмотрщики поездов в оранжевых жилетках, проверяющие состояние буксы. 

В каждом вагоне пассажиров встречает проводница. Как только состав трогается, начинает работать контролёр, компостирующая билеты обычным канцелярским дыроколом. В качестве пассажирских сидений — небольшие зелёные диванчики, на стенах развешаны фотографии старых паровозов. Правда, дети их не замечают: слишком увлечены меняющимися видами за окном. Самая бурная реакция — при въезде на мост, переброшенный через пропасть 25-метровой глубины. 

Поезд идёт со скоростью 20 км/ч. Четырнадцатилетний машинист объясняет, что состав может развить и большую скорость, но ехать быстрее им запрещено. Вместе с машинистом и его помощником в кабине едет взрослый инструктор. Вдруг поезд резко дёргается, сбавляя ход на подъезде к станции. «Та-а-а-а-к, — нарочито строго протягивает инструктор. — За такое — убью!» Проводница тем временем прощается с пассажирами от имени всей железнодорожной бригады. 

До 10 июня дорога будет работать только по воскресеньям, а после — когда дети полностью освободятся от школьных занятий — будет возить пассажиров также по субботам и праздничным дням. 

Проводник — одна из самых простых специальностей, её учащиеся кружа осваивают в первый год занятий.. Изображение № 31.Проводник — одна из самых простых специальностей, её учащиеся кружа осваивают в первый год занятий.