В 11 утра у дома № 36 на 1-й линии Васильевского острова Александр Ким и Надежда Серкова поставили стойку с вафельницей и продуктами, поднос с одноразовой посудой и чайником и небольшой столик, на котором можно самим выбрать топпинг для вафли: банан, клубнику, сгущённое молоко, сметану или взбитые сливки. Электричество подключили, протянув шнур из окна квартиры, в которой живёт Надя. Тесто для вафель сделали заранее в большой кастрюле — и пока оно не закончится, эксперимент будет продолжаться.

Собственно, для Александра и Нади это первый опыт такого рода предпринимательства или городского активизма — тут каждый увидит своё. Временная вафельная — тест перед ресторанным днём, который пройдёт 18 мая в Петербурге. Вообще акция международная: в Нью-Йорке и Хельсинки на откуп горожанам отдаётся целый микрорайон или хотя бы улица: обычные люди делают свои временные кафе, готовят сами и продают всё от сэндвичей до блюд национальной кухни. Ну или отдают за пожертвования. Нужно это не только ради гастрономического удовольствия собравшихся, но и ради общения. Например, можно узнать больше о соседях или хотя бы с ними познакомиться.

По иронии судьбы, «Вафли от Нади» находятся рядом с участковым пунктом полиции, однако его работников пока не видно. Вокруг прилавка тем временем собираются люди. Ребята рассказали об акции в социальных сетях и дружественным СМИ заранее, поэтому к началу работы кафе собираются друзья и любопытствующие. Надя заливает первое тесто в вафельницу, когда из стоматологии неподалёку выходит раздражённая сотрудница. Женщина настоятельно просит «убраться подальше», так как вафельная закрывает рекламный баннер клиники, да и вообще деятельность, на её взгляд, какая-то «спонтанная», «непонятная», «некрасивая», да ещё и «провода у окна».

В 11:30 приезжают сотрудники полиции, один из них безапелляционно заявляет: «Сворачивайте всё!» Надя и её друзья пытаются выяснить, в чём проблема. Полицейские без особого энтузиазма отвечают: «Поступила жалоба от граждан, у вас несанкционированная торговля». Попробовать вафли отказываются. От поездки в участок организаторов спасает то, что вафельная работает по принципу экономики бесплатного. Фиксированной цены нет, есть только шляпа для денег, каждый пришедший кладёт столько, сколько считает нужным. То есть фактически это не торговля, а, скажем, сбор пожертвований. Кормят не покупателей, а всех желающих. Но на всякий случай 300–400 рублей, собранные за первые полчаса, аккуратно прячут от полиции. 

 

Я думаю, полицию вызвали работники медицинского центра, которому мы не понравились. Когда нас попросили уйти, мы подвинулись, чтобы не закрывать их баннер, но, видимо, этого было недостаточно. В результате у них просто не нашлось достаточно оснований, чтобы увезти нас: под несанкционированную торговлю мы не попадаем. Мне хотелось, чтобы атмосфера была дружелюбной, чтобы люди просто ели и веселились.

Надежда Серкова

организатор

 

У вафельной появляется двое детей с мамой, которые хотят попробовать угощения. Надя успевает приготовить их во время разговора с полицейскими, и, кажется, это имеет эффект: ещё немного побубнив, стражи правопорядка уезжают. «Не будут же они забирать людей, которые кормят детей вафлями!» — победно произносит Надя. 

Теперь работа идёт быстрее: шляпу возвращают на место, а к вафлям подтягивается больше людей. В основном это студенты, вышедшие на обеденный перерыв (совсем рядом находится журфак СПбГУ и ещё несколько факультетов) и их знакомые. Случайные прохожие реагируют неоднозначно. Некоторым явно хочется подойти, другие смотрят презрительно: толпа мешает пройти по улице. Спустя два часа тесто уже почти заканчивается, а в шляпе лежит больше 2 000 рублей. Это значит, что эксперимент удался: Александр и Надя отбили 1 500 рублей, потраченные на продукты, и получили бесценный опыт общения с полицией.

 

За несколько минут до конца из машины, проезжающей мимо, выскакивает мужчина и берёт сразу 6 вафель, как будто для него это дело привычное, и, оставив щедрое вознаграждение, убегает обратно. 

 

Я хотела сходить пообедать куда-нибудь, но моя однокурсница позвала меня сюда, сказав, что её знакомые сегодня готовят вафли на 1-й линии. Вафли оказались очень вкусными и хрустящими, особенно приятно, что за них не обязательно что-то платить. Я думаю, что если вокруг одной вафельной собралось столько людей, как сегодня, то такой проект, как ресторанный день, точно будет иметь успех.

Юлия Севостьянова

случайный посетитель, студентка

 

Сегодняшняя вафельная — это пробная акция, которая предшествует большому ресторанному дню. Я надеюсь, к 18 мая мероприятие удастся согласовать и таких проблем не будет, но пока наши заявления передают из комитета в комитет. В Хельсинки это удалось отрегулировать, хотя закон там не менее строг, но власти закрывают на это глаза и даже разрешают владельцами однодневных ресторанов назначать цены на блюда.

Александр Ким

организатор