Буддистский церемониальный праздник с танцем цам — достаточно редкое для России событие. В петербургском дацане на Савушкина таким способом отмечали столетие со дня освящения храма Пандито Хамбо-ламой Итигэловым.

Церемонию открыли 10 мая рано утром: в храме с рассвета молились статуе Хамбо-ламы и песочной мандале, сооружённой накануне. К 15:00 начался полуторачасовой ритуальный костюмированный танец, а после — совместная молитва. Цам — крайне важное для буддистов событие. Его исполняют ламы из специальных храмов, которых в России всего несколько. Священнослужители, прежде чем начать танец, изменяют сознание таким образом, чтобы оно соответствовало характеру исполняемого им божества (кстати, большинство из них — гневные). Каждая деталь играет в ритуале свою роль, будь то многочисленные черепа, маски животных или колокольчики.

 

  

Смысл ритуального танца, известного в тибетском буддизме как цам, завязан на божествах тантрического буддизма. До начала танца священнослужители переодеваются в костюмы и читают молитвы, воплощая в себе это божество. Выходя на улицу, своими действиями они совершают религиозный ритуал, который помогает всем присутствующим. Такой ритуал проводится в нашем дацане впервые, потому как священнослужители, способные провести его, — большая редкость не только для России, но и для всего буддистского мира. На Тибете, как и у нас, есть специальный монастырь, где обучают ритуалам цама, а наш дацан имеет скорее философскую направленность. Мы рассказываем прихожанам об азах буддизма, говорим о мировоззрении.

Фоторепортаж: Столетие петербургского дацана. Изображение № 1.

Бадмаев Буда Бальжиевич

настоятель дацана

  

Фоторепортаж: Столетие петербургского дацана. Изображение № 2.

Всего в празднике приняли участие чуть больше сотни человек. Даже небольшой двор дацана был заполнен лишь на две трети. Зато служителей привезли со всей страны: 16 настоятелей из разных городов России непринуждённо сидели на ступенях храма в красных одеждах. Остальные — это прихожане дацана, которых легко было опознать по сложенным в молитве рукам, и случайные прохожие, услышавшие гул трубы. Петербургские буддисты — это, в основном, выходцы из Калмыкии, Бурятии, Тувы и Алтая — четырёх регионов России, где буддизм является основным вероисповеданием. Однако есть и те, кто пришёл в буддизм «через голову», но их здесь совсем немного. 

 

Фоторепортаж: Столетие петербургского дацана. Изображение № 20.

  

Буддизм, как вторая признанная религия, появился в России в 1741 году благодаря указу Елизаветы Петровны. Тогда начали строить и дацаны, и храмы других конфессий. Сегодня мы празднуем 100-летие со дня освящения дацана присутствием Пандито Хамбо-ламы, который провёл здесь первый молебен. Сейчас численность адептов буддизма в России составляет два миллиона человек. Посчитать буддистов Петербурга мы не можем, но, опираясь на количество прихожан на праздники, можно сказать, что их примерно пять-шестьтысяч человек. Храм является памятником архитектуры федерального значения и единственный в тибетском стиле с примесью северного модерна. Архитектор — Гавриил Барановский, который спроектировал Елисеевский. 17 лам проживают здесь постоянно. 

Фоторепортаж: Столетие петербургского дацана. Изображение № 29.

Алла Намсараева

руководитель службы информации петербургского буддистского храма

  

 

Фотографии: Егор Рогалев