В ночь на субботу, 16 июля, в Петербург вернули крейсер «Аврора» — символ Октябрьской революции. Судно-музей не без заминки пришвартовали к месту вечной стоянки у Петроградской набережной: на завершающем этапе буксировки предсказуемо возникли проблемы с мелью, так что операция продлилась на три часа дольше, чем планировалось.

На берегу, вдоль набережных, «Аврору» встречали тысячи людей. Кто-то аплодировал, кто-то кричал «ура», кто-то ставил песню Шаинского-Матусовского, и все фотографировали: соцсети заполонили снимки вернувшегося крейсера.

Интересно, что буксировали «Аврору» именно ночью, в полусекретной обстановке. Так, прогулочным судам запретили выходить в Неву во время возвращения крейсера — предупредив, что все поползновения будут пресекать водная полиция и МЧС. Правда, минут за 15 до появления «Авроры» по Неве, под Литейным мостом всё равно прошла целая кавалькада туристических судов.

По официальной версии, которую озвучил, не вдаваясь в конкретику, главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Королев, проход «Авроры» под мостами ночью — самый удобный вариант для моряков и города. Издание «Фонтанка» поясняет, что военные моряки, видимо, просто решили провести финальный этап буксировки при максимальном подъёме воды. Дело в том, что два года назад, когда «Аврору» уводили в Кронштадт, крейсер с трудом стащили в большую воду — с песка и ила — два мощных буксира. Проблему с мелью собирались решить до возвращения «Авроры», но в итоге не нашли денег, поэтому сочли, что «и так пройдёт». В итоге стоимость буксировки крейсера составила 2,3 миллиона рублей.

В Центральном военно-морском музее, филиал которого расположен на крейсере «Аврора», до окончания монтажа экспозиции не дают никаких комментариев. В пресс-службе музея нам назвали лишь примерную дату открытия крейсера для посетителей – 31 июля 2016 года. Похоже, до августа посмотреть на «Аврору» можно будет только с берега.

Фотографии

наталья булкина

Почти двухлетней давности (она состоялась 21 сентября 2014 года) буксировка  «Авроры» в док Кронштадтского морского завода происходила в атмосфере куда меньшей секретности. Дело было днём, и все желающие — десятки тысяч людей — могли посмотреть на величавое зрелище с лодок, яхт и катеров.

За время ремонта на «Авроре» заменили систему пожаротушения, отреставрировали тиковую палубу, обновили корпус. Кроме того, отремонтировали музейные площади: по словам гендиректора Кронштадтского морского завода Анатолия Белоева, их расширили за счёт части кают, где разместят новые экспозиции.

«Аврору» спустили  на воду 11 мая 1900 года. Однако не все знают, что нынешний корабль — не совсем тот самый крейсер, который «…громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры — эры Великой социалистической революции», как гласит надпись на мемориальной стене на Английской набережной. Пару лет назад издание РБК напоминало, что «подлинный крейсер революции уже три десятилетия гниёт в Лужской губе Финского залива», рядом с уютной и удивительно чистой деревней Вистино.

В 1984 году «Аврору», нижняя часть корпуса которой уже практически сгнила, отправили на «Северную верфь». Там её разрезали вдоль корпуса и в новую конструкцию вставили лишь несколько хорошо сохранившихся элементов старого судна: по сути, от прежнего крейсера остались только кусок машины, радиорубка и рында. «Местные жители разграбили его еще при советской власти, — пишет издание. — По сей день в деревнях можно встретить лестницы из авроровских трапов и корабельный иллюминатор, ставший окошечком туалета».