До 1917 года памятники в Москве ставили редко, но после Октябрьской революции началось создание пантеона героев новой советской империи. Ленин и Сталин, Маркс и Энгельс, стахановцы, маршалы, революционеры — за советский период в городе появилось около 800 монументов. В новейшее время наступила полная неразбериха, и теперь сложно сказать, сколько памятников установили за последние 20 лет. The Village решил узнать историю некоторых из них: кому они посвящены, как появились и почему стоят на этом месте. В первом выпуске — памятник казахскому поэту и просветителю Абаю Кунанбаеву на Чистых прудах.

 

Я с утеса кричал,
Мне простор отвечал —
Отвечали горы и дол.

Но услышав звук,
Я искал вокруг:
Как, откуда тот звук пришел?
Был всё тот же утес иной, —
Отклик есть, но отклик пустой.

                                                — Абай Кунанбаев

***

ПАМЯТНИК АБАЮ КУНАНБАЕВУ

Адрес: Чистопрудный бульвар 
Год установки: 2006
Скульптор: Марат Айнеков
По местам: Памятник Абаю Кунанбаеву. Изображение № 1.

Увековечить память казахского поэта решили в 2006 году президенты Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев: в центре Астаны как раз появился памятник Пушкину, и нужен был ответный дипломатический шаг. Чистые пруды выбрали не случайно: рядом находится посольство Казахстана. Однако жителям окрестных домов идея не понравилась, начался сбор подписей против монумента. В числе противников был режиссёр Георгий Данелия, чьи окна выходят на бульвар.

Дебаты не прекращались до самого открытия монумента, который возвели всего за два месяца. Президенты результат одобрили. «Символично, что это происходит именно здесь, в центре столицы России, искренним другом которой всегда был Абай Кунанбаев», — сказал Назарбаев на открытии. «Памятник великому сыну казахского народа в историческом центре Москвы станет ярким символом искренней дружбы между нашими народами», — заявил в ответ Путин.

Казахской стороне памятник обошёлся в 1,25 миллиона долларов. У ног поэта скульптор Марат Айнеков изваял две каменные фигуры, надпись на постаменте гласит: «Вечны слова бессмертного творца». Этим летом рядом с Кунанбаевым стали устраивать акции участники движения «Защитники Защитников Химлеса». До этого популярностью у митингующих памятник не пользовался: акции на Чистых прудах по традиции проходили у ног Грибоедова.


По местам: Памятник Абаю Кунанбаеву. Изображение № 3.Абай Кунанбаев (1845–1904) — казахский поэт, композитор и просветитель. В своих произведениях критиковал традиционный уклад и проповедовал гуманистические идеалы. Ввёл новые стихотворные размеры и рифмы в казахскую поэзию, переводил российских и европейских классиков: Пушкина, Лермонтова, Байрона, Гете.


По местам: Памятник Абаю Кунанбаеву. Изображение № 4.

 

Нина Молева, доктор исторических наук, бывший член комиссии по монументальному искусству: «Когда нашу комиссию убеждали, что памятник Кунанбаеву нужен именно здесь, прозвучала формулировка, за которую мне просто стыдно: „Давайте поставим памятник возле посольства, чтобы было кому подметать возле него листья“. И поставили. А, например, Мусу Джалиля, который значил для советской литературы несколько больше, поставили возле школы в Люблино. Кстати, когда говорят, что памятник — подарок городу, это абсолютно не значит, что Москве такие памятники ничего не стоят. К примеру, установка скульптурной композиции Шемякина „Дети — жертвы пороков взрослых“ обошлась Москве в 7 миллионов долларов, хотя тоже была „подарком“».

По местам: Памятник Абаю Кунанбаеву. Изображение № 5.

 

Владислав Ветров, актёр театра «Современник»: «С этим памятником у нас в театре связана одна история. В канун 50-летия „Современника“ Сергей Гармаш позвонил заведующей труппой и сказал, что на Чистых прудах планируют открыть памятник Галине Волчек. И действительно — в двух шагах от театра красовался какой-то памятник, прикрытый простынёй. Завтруппой позвонила с этой новостью Игорю Кваше, такой шорох пошёл! Гармаш стал дальше раскручивать эту тему, позвонил Дроздовой: „Оля, кому-то надо будет тряпку сдернуть, давай ты, я не хочу. Я знаю автора, он сделал Галину Борисовну с короткой прической, как в молодости“. В конце концов, кого-то отправили к памятнику, тот долго подступался, оглядывался по сторонам, наконец одернул ткань и прочитал: поэт Кунанбаев».