Всероссийский выставочный центр ждут большие перемены — руководство комплекса объявило о начале его реновации. В проект будет вложено 1,5 млрд долларов, и на выходе, по задумке авторов, должен получиться еще более всероссийский выставочный центр, чем сейчас. Пока же на ВВЦ торгуют игрушками «Заводные натуралы», гадают по фото, показывают портрет Леонида Якубовича из гречневой каши и ракету, которая никогда не полетит. Специально для The Village Егор Мостовщиков отправился на место, чтобы узнать, что сегодня представляет собой комплекс и что там будет.

 

 АТМОСФЕРА

Мегафоны над площадью разрываются голосом диктора: «История выставки — история страны. История выставки — история страны». А затем волны «Радио ВВЦ» разносят на двести с лишним гектаров речь Юрия Гагарина перед стартом ракеты «Восток»: «...Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной...» Диктор лукавит: ВВЦ — это и есть страна, в миниатюре, а каждый поход сюда сопоставим с полетом в далекие и уже забытые просторы Вселенной.

Внутренняя империя: Настоящее и будущее ВВЦ. Изображение № 1.

 

ИСТОРИЯ

В 2009 году Всероссийский выставочный центр, ранее известный как Всесоюзная сельскохозяйственная выставка и Выставка достижений народного хозяйства, отпраздновал 70-летие. Открыли выставку в 1939 году по постановлению Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) за подписью Сталина и Молотова. Главного архитектора проекта Вячеслава Олтаржевского к тому времени, правда, уже сослали в Воркуту за «вредительство» и строительство без генерального плана, правда, придуманная им планировка остается без изменений по сей день. В советское время здесь демонстрировали последние свершения тружеников-социалистов, а после 90-х годов ВВЦ, чтобы выжить, превратился в нечто среднее между лавкой китайских безделушек, дорогостоящей шашлычной и заповедником давно ушедших дней.

«К космическому 2034 году необходимо превратить ВВЦ в развлекательный аналог „Сколково“»

За свою 70-летнюю историю строения комплекса несколько раз реставрировали, а в 2010 году руководство центра сделало заявление — к космическому 2034 году необходимо снизить количество выставочных площадок в пять раз, полностью модернизировать весь ВВЦ и превратить его в развлекательный аналог «Сколково» со спа-центрами, гимназией Ирины Винер и академией наук о качестве жизни.

Но в последний год обозначилась абсолютно противоположная тенденция — эдакое возвращение к истокам с поправкой на время. Президент Медведев заявил, что скоро будет восстановлен павильон «Украина», а Владимир Путин предложил странам СНГ взять павильоны бывших советских республик в аренду на 50 лет за один рубль. Этой осенью администрация ВВЦ сменилась, и к руководству пришли люди, называющие себя «командой управленцев». Они признают, что 20 лет капитализма подвергли Центр серьезным испытаниям и привели его к «предкризисной ситуации»: исторические павильоны обветшали, многие сооружения находятся на грани разрушения, на территории появились барахолки, стихийные торговые точки и сомнительные места общепита. За пять лет — а вовсе не за 24 года — управленцы намерены восстановить былое величие ВВЦ. В своей речи они используют почти ренессансную риторику: на первый план выходит человек, «конкретная личность с ее заботами и устремлениями», важным становится «понимание ценности и уникальности человеческой жизни, задачи развития личности».

 

 Внутренняя империя: Настоящее и будущее ВВЦ. Изображение № 6.


МЕСТНЫЕ

«Вот здесь раньше стоял небольшой шатер, а там мишени, — Лида Костылева показывает на небольшой пустырь между палаткой-тиром и колесом обозрения. На колесе, несмотря на жуткий холод, кто-то катается, а сотрудник тира, прячась в пуховик, безуспешно зазывает прохожих. — Но в зимнее время из лука не стреляют, поэтому сейчас здесь пусто».

Лида приехала в Москву три года назад и говорит, что ВДНХ для нее — самое главное место в столице. В родном Екатеринбурге она окончила колледж, а в Москве стала перебиваться мелкими заработками: работала на аттракционах, следила за детьми, была аниматором в рублевских семьях. На ВДНХ Лида работала инструктором по стрельбе из лука, нашла здесь друзей и вместе с Любой, оператором стоящего неподалеку батута, собрала уличную музыкальную группу «Живые». Девушки стали бродить по московским паркам, часто играют на Пушкинской площади, подходят к лавочкам и начинают петь. «Люди сначала говорят нам, что денег не дадут, но как только послушают, сразу же передумывают», — рассказывает Лида. Главный заработок группы — игра в электричках.

«Лида чувствует, что здесь есть что-то такое, что никак не описать словами. И каждая прогулка всегда
открывает что-то новое» 

У Лиды смуглая кожа и длинные, в мелкие кудряшки, черные волосы. Лида одевается в пестрые мешковатые шаровары, яркую куртку, красную шапку и вообще вся цветастая. Как и все, кто проводит на ВДНХ много времени, она чувствует, что здесь есть что-то такое, что никак не получается описать словами, какая-то сила, не поддающаяся логическому осмыслению. И каждая прогулка всегда открывает что-то новое. Например, вывески и названия павильонов, как правило, ничего не значат: если написано «Мебель», значит обязательно будут пустые комнаты и ломаные доски.

Внутренняя империя: Настоящее и будущее ВВЦ. Изображение № 7.

 

ГЛАВНЫЙ ПАВИЛЬОН

Главный павильон ВДНХ встречает честным объявлением: «ВВЦ — место встречи третьго тысячелетия в России». В самом павильоне новый миллениум уже наступил и процветает успешная политика мультикультурализма: на одном пространстве уживаются индусы, выходцы с Кавказа и музей подарков Леониду Якубовичу. Здесь продают видео- и фототехнику, камни из Индии, браслеты и атрибуты настоящего металлиста, корочки в духе «Удостоверение импотента», «Любимая теща», «Крестный отец».

В магазинчике «Балаган», торгующем сальными сувенирами, два солидных армянина, сбежавших с «Металл-Экспо», тщательно выбирают подарок товарищу. «Вот смотрите, есть фартук с надписью „Настоящему генералу“. Вот денежное дерево. Видите, на веточках наколоты маленькие денежки», — кудахчет продавщица. «Нэт, нэт. Это не то».

Армяне, время от время бормоча «о-о-о», ознакомились со всем ассортиментом и выбрали наконец несколько презентов: плоский агрегат с кнопкой, орущий женским голосом в оргазме, мягкую каучуковую женскую грудь, кружку-непроливайку с ненастоящим пивом и автоматический аттракцион «Заводные натуралы» (пластмассовые женщина в чулках с оттопыренной попой и пристроившийся сзади мужчина без трусов). Тут же покупатели заводят механизм новой игрушки, и натуралы начинают нервно, без особой радости, двигаться.

 

«ПОЛЕ ЧУДЕС» И «ЮНЫЙ ТЕХНИК»

Вход в музей капитал-шоу «Поле Чудес» стоит 100 рублей. На посетителей взирает восковая фигура седовласого мужчины с усами. Сотрудники музея утверждают, что это — Леонид Аркадьевич, но поверить в это так же сложно, как рассмотреть его лик в панно из гречневой каши. Годами люди со всей страны привозили, словно божеству, подаяния веселому человеку из телевизора, и теперь каждый может увидеть всю боль и прелесть своего народа, узнать, что больше всего его волнует и чем он живет. В экспозиции, сваленной на высокие стеллажи, представлены бутылки водки, медали от тружеников Сибири, четыре банки компота, наряды всех соседних азиатских республик, ковры с Путиным, игрушечные паровозики, скворечники, дедушкины наручные часы, полуметровые гипсовые зубы и портрет Анатолия Чубайса со свечкой. Помещение похоже на «Выручай-комнату» из саги про Гарри Поттера, где столетиями складировали все самые ценные, а оттого совершенно ненужные сокровища. Здесь даже есть стенд-музей Барона Иеронима Карла Фридриха фон Мюнхгаузена — коллекция нескольких выпусков фильма на DVD и кассетах, портрет Олега Янковского, треуголка и сабля.

«Под зрителем двигается кресло, а в лицо брызжет вода — это называется „эффект присутствия“»

В павильоне № 9 «Юный техник» (ранее известном как «Торф») трудно угадать техника, тем более юного. Здание напоминает вырвавшийся из фильмов про альтернативное кислотное будущее диско-бар: неоновые трубы и вывески, много ярких красок, орет музыка и совершенно не понятно, что происходит. На крыльце стоит замерзший мужчина. Он, как и весь павильон, покрыт крупными надписями — 5D. За 500 рублей предлагается зайти внутрь этого огнедышащего опустошенного строения и посмотреть нарисованные на компьютере интерактивные картины: поездка на американских горках, приключения Алисы в стране чудес, встреча с динозаврами и Али-Бабой. Под зрителем двигается кресло, а в лицо брызжет вода — это называется «эффект присутствия».

Внутренняя империя: Настоящее и будущее ВВЦ. Изображение № 14.

 

«АРМЕНИЯ» И «КРУГОВАЯ ПАНОРАМА»

«Армения» — единственный на ВДНХ павильон, который соответствует своему названию. Здесь всё чинно и серьезно — красная пухлая мебель, играет джаз, есть кафе «Арарат», проходит дегустация коньяка. Также в павильоне расположена постоянная экспозиция работ армянского Левшы — Эдуарда Казаряна. Казарян считается основателем микроминиатюрного искусства, его работы вошли в Книгу рекордов Гиннесса, и большая их часть представлена на ВНДХ. Караван верблюдов в ушке иглы, саксофонист на половинке макового зерна, букет роз из рыбьей чешуи, лик Иисуса на кусочках металла, бабочки на разрезанном волоске, а также работающий телевизор в ушке иглы. Некоторые работы можно рассмотреть только при 5 000-кратном оптическом увеличении.

«Здание нужно реставрировать, у пульта управления не работает три кнопки, а киномеханику регулярно приходится вручную склеивать пленку»

Павильон «Круговая кинопанорама», построенный в 1959 году по приказу вернувшегося из Америки Никиты Хрущева, по сей день показывает 20-минутные картины. Раньше здесь собирали полный зал, а в туристическом перечне «Панорама» была одним из важных пунктов. Это единственное подобное место в мире, но сейчас сюда почти никто не ходит: здание нужно реставрировать, у пульта управления не работает три кнопки, киномеханику приходится вручную выравнивать горизонты при каждом сеансе и регулярно склеивать и чинить пленку. Зрители собираются под куполом из 11 экранов и весь сеанс крутятся вокруг своей оси, смотря вверх на настоящее, а не компьютерное объемное 3D-изображение. Показывают 7 фильмов, сеанс стоит 100 рублей.

 

«КАРЕЛИЯ», «КИРГИЗИЯ», «КУЛЬТУРА»

Посетители павильона «Карелия» внимательно смотрят под потолок — там развешаны цветастые гобелены, выставленные на продажу. «Ну-у-у, — протяжно произносит продавщица, — это тянет на 1 780 рублей». В «Киргизии» тем временем свадьба: киргизская пара и свидетели внимательно изучают терминал оплаты мобильной связи, будто он их и должен поженить. В банкетном зале в этот момент по-киргизски кричит аниматор, он начинает кого-то протяжно звать, и молодожены с друзьями нехотя отрываются от монитора и отправляются на праздник. На столике лежит агитация «Единой России» и киргизская газета с Алексеем Навальным на первой полосе. Еще здесь продают легендарный национальный напиток «Шоро» по 100 рублей за литр. Делают его из пшеницы, ячменя, кукурузы и соли, на этикетке изображен модный усатый летчик Максим Шоро. По вкусу — как чарка воды из Черного моря, пить это может не каждый, но те, у кого не выворачивается глотка, утверждают, что лучшего средства от жары еще не изобрели.

У павильона № 66 «Культура» стоит угрожающее табло: «Представляем художественную культуру во всем ее многообразии». Рядом перечень многообразия: павловопосадские платки, батик, авторские головные уборы, всё для парикмахерского искусства, фарфор, хрусталь, керамика. Внутри под транспарантом «Культура — посол мира» продают ювелирные украшения и бронзовые рамочки с надписью «Духовность — суть и сила русской культуры».

Внутренняя империя: Настоящее и будущее ВВЦ. Изображение № 18. 


«КОСМОС»

Главное сокровище ВДНХ спрятано от людских глаз в павильоне № 32, ранее называвшемся «Космос». Там выставляли последние технические достижения покорителей Вселенной: ракеты, скафандры, питание космонавтов, вездеходы, капсулы, спутники, макеты кораблей и орбитальных станций, лазерные технологии. Сейчас павильон называется «Садовод и огород», там продают саженцы, репчатый лук, рассаду, семена запрещенной Геннадием Онищенко кучерявой петрушки и лопаты.

На дальней стене над рабочими жестяными бытовками висит огромный белый диск, стыдливо прикрытый грязной тканью. Через ткань просматривается улыбающийся Юрий Гагарин в фуражке. Гагарин смотрит на установленную у входа ракету «Восток». Это настоящая ракета, идентичная той, на которой человек впервые отправился в космос, только полая внутри. Гигантскую махину изготовили в Самарском ракетно-космическом центре, в ней 50 метров высоты и 25 тонн величия. Несколько лет назад ракету думали отправить на свалку вслед за распиленным Ту-154, но отремонтировали, отмыли, покрасили и оставили — словно в напоминание о том, что мы никуда не летим.

Внутренняя империя: Настоящее и будущее ВВЦ. Изображение № 26.

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ ВВЦ

Новая администрация ВВЦ ставит перед собой большую задачу — за 5 лет переоборудовать и реставрировать всю территорию комплекса. Программа будет реализована в несколько этапов.

Внутренняя империя: Настоящее и будущее ВВЦ. Изображение № 28.

  1. Реставрация исторических объектов и реконструкция утерянных павильонов, восстановление республиканских павильонов.
  2. Организация постоянно действующих выставок и выставочно-коммерческих центров стран СНГ.
  3. Восстановление утраченных в 90-е годы павильонов «Мороженое» и «Ветеринария».

Внутренняя империя: Настоящее и будущее ВВЦ. Изображение № 29.

  1. Создание современной инфраструктуры.
  2. Улучшение и модернизация инженерных коммуникаций.
  3. Создание продуманной парковки.
  4. Создание универсальной навигации: названия улиц, система указателей, международная система ориентирования, Wi-Fi-навигация, а также навигация для людей с нарушениями слуха и зрения.
  5. Создание системы внутреннего транспорта: автобусы, возрождение автопаровоза, электромобильный и велосипедный прокат.
  6. Разработка центральной системы питания: реконструкция ресторана «Золотой колос», строительство люксового ресторана на месте ресторана «Пять морей».
  7. Возрождение конноспортивного клуба, открытие гольф-поля и теннисного корта, парков аттракционов и развлечений.
  8. Строительство гостиничного сектора — парк-отелей 4 и 5 звезд.

Внутренняя империя: Настоящее и будущее ВВЦ. Изображение № 30.

  1. Утверждение нового генерального плана с новыми объектами.
  2. Создание новых музеев: Музей дизайна, Музей бабочек, Музей музыки, Музей кино, Музей книги.
  3. Открытие инновационных центров и тематических выставок.
  4. Создание тематического «Парка советского периода».
  5. Новые отраслевые павильоны, бизнес- и конференц-центры.
  6. Возведение международного выставочного комплекса.


Фото: Сергей Мостовщиков