Департамент культуры Москвы и его глава Сергей Капков за несколько лет намерены превратить устаревшие советские ДК на окраинах в современные культурные центры. В качестве пилотной площадки выбран дворец культуры ЗИЛ — работа новой команды под руководством директора агентства «Творческие индустрии» Елены Зеленцовой началась там ещё зимой, а сейчас готова концепция реформирования площадки. The Village поговорил с новым директором о том, как проходит работа, сколько будет стоить проект и можно ли перевоспитать старую команду.

 

Концепция развития

Какую задачу вам поставил Сергей Капков, когда передавал ДК ЗИЛ?

Департамент культуры хотел бы видеть две вещи: городской досуговый центр и одновременно модельный проект реформирования ДК. И уже наша задача — провести эксперимент, то есть наполнить эти понятия смыслом. Что такое дом культуры, для чего он нужен городу? Очень многие страны постсоветского пространства отказались от ДК в принципе, но в России они до сих пор существуют. Однако мало кто знает, что с ними делать.

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 1.

К маю вы должны были написать концепцию развития, что в ней содержится?

Концепция развития уже готова. Это рамочный документ, который определяет основные направления нашей работы. Там сказано, что мы — «город в городе». Наше конкурентное преимущество в том, что у нас огромные площади, и при правильной организации пространства человек может проводить здесь целый день, не выходя на улицу. На этом строится и организация программ.

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 2.

Какие кружки вы оставите в новом пространстве, а какие уберёте?

Очень актуальный вопрос. Когда я прихожу в какое-то ДК на окраине, а там сидит фольклорный ансамбль «Калинка-Малинка» и народный хор «Ай-люли», у меня появляется вопрос — а почему здесь именно они? Поэтому мы создаём систему экспертных советов, в которые войдут признанные специалисты соответствующих культурных отраслей. Десятилетиями программы всех ДК либо оцениваются очень формально со стороны, либо оцениваются самим директором учреждения. Я демонстративно устраняюсь от высказывания своего мнения в отношении их программ, хотя у меня есть диплом искусствоведа и учёная степень кандидата культурологии. Мне важно, чтобы пришли независимые эксперты, которые могут сказать, что с этим делать, как это дальше развивать. 

 

Основные направления работы

 

1. Центр исполнительских искусств

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 3.

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 7.

 

У нас есть большая сцена на 808 мест — это площадка, открытая для фестивалей, гастролей, постановок. Например, мне звонили из Щукинского училища, они хотят свои дипломные спектакли проводить здесь. А в Москве до сих пор дефицит таких площадок. В рамках Центра исполнительских искусств будут проводиться театральные фестивали, гастроли театральных и музыкальных коллективов, кроме того, эта площадка может стать местом выступления молодых исполнителей. Одно из главных направлений, которые мы будем развивать здесь, — Дом танца. Мы создаём проект студии танца вместе Еленой Тупысевой, директором агентства театров танца «Цех», и хотим сделать здесь Дом танца по европейской модели, когда любой желающий может прийти и заниматься любым видом — от танца живота до классического балета. Мы хотим сделать этот Дом танца максимально профессиональным. Местом, где любители встречаются с профессионалами высокого уровня. Это для нас принципиально важно.

 

 

2. Центр социальных программ и творческого развития

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 8.

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 14.

 

Мы собираемся пригласить в ДК более десятка новых кружков и студий. Здесь уже есть детский центр, хотя детских программ, с нашей точки зрения, недостаточно, их можно и нужно расширять. Мы приглашаем сюда несколько кружков научно-технического творчества из Политехнического музея. Мы пригласили Мастерские художественного проектирования Селивановых, у которых нет своего места, но есть крайне интересные программы в области современного искусства для детей. А главное — для подростков, потому что подростковая аудитория была практически не охвачена: у нас сейчас здесь либо пожилые люди, либо дети.

 

3. Библиотека как общественный центр

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 15.

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 19.

 

Когда-то наша библиотека была филиалом Ленинки, то есть получала обязательный экземпляр любой выходящей книги. Сейчас библиотека насчитывает 103 тысячи единиц хранения, из которых всего 30 тысяч наименований, то есть очень много дублирующих фондов. А новых изданий давно не поступало. Это всё нужно оптимизировать, по-новому выстроить, и мы работаем здесь с Борисом Куприяновым, с Ассоциацией независимых издателей, Библиотекой иностранной литературы. Они готовят для нас концепцию развития, включая даже архитектурно-пространственные решения. Это будет открытое хранение. Борис Куприянов нам предложил — и мне кажется, это очень правильно, — чтобы материалами библиотеки можно было пользоваться на территории всего культурного центра.

 

4. Лекторий

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 20.

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 22.

 

У нас есть лекторий на 240 мест, и сейчас мы общаемся с Политехническим музеем. Пока нет точного понимания того, какой будет программа. Мы будем частично привлекать те программы, которые были в Политехе, и порядка 30 % будет нашего собственного контента. Например, те же Мастерские художественного проектирования — у них вполне могут быть лекционные программы. Ещё оборудуем два небольших класса под менее масштабные события, которые будут работать скорее в формате повышения квалификации, нежели публичных лекций.

 

Команда

Как сильно обновилась команда ДК?

Мы, безусловно, формируем новую команду. Но не будем забывать, что зарплата сотрудников ДК — 20–25 тысяч рублей. Сейчас зарплаты увеличатся, но всё равно недостаточно. Вопрос: кого можно нанять за эти деньги, специалиста какого качества? Сейчас решаем проблему так: фактически мы привлекаем людей в качестве волонтёров. За минимальную оплату с тем условием, что мы в будущем будем как-то раскручиваться. Если нам удастся привлечь внебюджетные средства, могут появиться премии и бонусы. При этом до последней реорганизации, которая вступит в силу в августе, в ДК работали больше 300 человек.

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 23.

Многих сократите?

Пока драматических сокращений не планируем. Сейчас у нас работают много людей пенсионного возраста, которые просто уходят на покой, поскольку у них заканчиваются трудовые договоры, а вместо них, в свою очередь, приходят молодые специалисты, которым интересно заниматься нашим проектом.

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 24.

Понятно, что здесь много людей старой формации, можно ли их как-то перенастроить?

Это непросто, потому что у них в сознании сидит, что дворец культуры существует не для того, чтобы людей как-то привлекать и обслуживать, а чтобы создать им рабочие места. Очень многие считают, что попали сюда за какие-то прошлые заслуги. И моя функция здесь — они искренне так считают — сохранить их рабочие места, чего бы мне это ни стоило. Я говорю тем, кто работает здесь: учредитель больше не хочет за это платить, это не пенсионная программа. Мы создаём новое пространство, аналогов которому в нашем городе не было и пока нет. Те, кому интересно меняться и развиваться вместе с нами, попадают в новую команду. Я вообще считаю, что надо запретить на территории ДК две фразы: «У нас так исторически сложилось» и «Здесь всегда так было». А то получается так: что бы мы ни делали плохого, это является оправданием.

 

Финансирование

Все привыкли, что ДК — это что-то советское и бесплатное, а раз приходят современные менеджеры, всё начнёт резко дорожать.

Нет, у нас всё будет ровно наоборот. Наш учредитель — город Москва — хочет, чтобы здесь были современные качественные программы, и готов сам за это платить. Мы или сохраним, или расширим квоту бесплатных мест. Причём если льготников в какую-то группу не набирается, то оставшиеся места будем распределять среди одарённых детей, устраивать конкурсный отбор. Должно быть понятно, почему этот ребёнок бесплатно ходит, а этот должен платить за посещение тех же самых кружков.

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 25.

Сколько денег вам выделили на модернизацию?

Мы попросили около 200 миллионов рублей, часть денег получим уже в этом году. Они будут тратиться на то, чтобы привести в порядок помещения, закупить оборудование для новых кружков и студий, оборудовать дополнительные залы для спектаклей и концертов. Начинать придётся с самых простых вещей вроде навигации внутри здания. Когда я пришла сюда работать и мне надо было спуститься на цокольный этаж, я предупреждала коллег, что, если не вернусь, пишите в департамент, чтобы присылали нового директора. Здесь можно заблудиться навсегда. Ещё одна жизненно необходимая вещь — организация работы ресепшен. Сейчас вы нигде не можете получить человеческую справку о том, какие тут есть кружки, студии и вообще события. Нам нужен современный сайт, в концепции прописана большая программа создания собственного фирменного стиля.

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 26.

Как вы намерены привлекать внебюджетные средства?

Источников такого финансирования может быть несколько: во-первых, это платные услуги, причём не только кружки, но и коммерчески рентабельные события на сцене. Во-вторых, мы будем предоставлять свои площадки для проведения каких-то культурных мероприятий за деньги. Ещё в перспективе хотим открыть книжный магазин или магазин, где будут продаваться товары для искусства и творчества. И, наконец, мы не делаем ставку только на зарабатывание денег, мы ведём сейчас активную работу по созданию Попечительского совета, в который войдут представители бизнеса и который поможет с решением наших финансовых сложностей. 

 

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 27.

 

Аудитория

А каковы критерии оценки эффективности ваших изменений?

Есть Федеральный закон № 83, в котором прописаны новые принципы финансирования госучреждений. Если сказать очень условно, он говорит о переходе на подушевое финансирование — то есть чем больше посетителей, тем больше денег. В этом смысле наш продукт — не спектакль, выставка или концерт, а человек, который чему-то научился, где-то почувствовал себя комфортно, где-то нашёл применение своим способностям. Прежде всего это, конечно, дети, которым надо помочь стать гармоничными цельными личностями, более свободными и открытыми, гибкими, подготовленными к жизни в сложном постиндустриальном мире.

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 49.

А будут у вас какие-то общественно-политические программы, чтобы детей подготовить к сложному миру?

Надеюсь, что нет. Мы сознательно уходим от этого. Учитывая нашу политическую обстановку, я боюсь этого. Я считаю, что  современному учреждению культуры чрезвычайно сложно, но абсолютно необходимо держаться в стороне от двух вещей: политики и религии. И то и другое наседает на нас здесь со страшной силой. Здесь паслось, как в стойле, движение «Наши» и «Молодая гвардия», толпы батюшек норовят осенить тебя крестным знамением и окропить помещение...

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 50.

Какая у вас будет программа по привлечению активных молодых горожан?

На самом деле всё, что мы сейчас делаем, нацелено на их привлечение, будь то современные лекции, пространство для совместной работы в библиотеке, новые театральные постановки или танцевальные программы. Гости культурного центра смогут, пока их дети занимаются в кружках и студиях, принимать участие в совместной с детьми работе или найти альтернативное занятие. Важно отметить, что наши программы рассчитаны не только на молодых и активных, но и на другие возрастные и социальные категории. Надеемся, что этим летом, а тем более начиная с осени, каждый горожанин найдёт для себя здесь что-нибудь интересное.

 

Летняя программа ДК ЗИЛ

Выставка «Контриллюзии» 

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 51.В рамках специальной программы III Московской международной биеннале современного искусства. Совместно с "Галереей 21"

Даты: конец июля — начало августа
Вход свободный

 

Фотопроект «Точка отсчёта»

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 52.Выставка архивных и современных фотографий ДК ЗИЛ.

Даты: май-август 
Вход свободный

 

«Словарь танца»
   

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 53.Серия открытых танцевальных уроков на летней эстраде.

Даты: с июня по сентябрь, каждый четверг
Вход свободный

 

Школа творческих предпринимателей

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 54.Знакомство с лучшими творческими бизнес-проектами в формате PechaKucha Night Moscow, лекции культуролога и историка кинематографа Марка Пенсона и представителя бизнес-инкубатора Cockpit Arts.

Даты: 29–30 июня 
Вход свободный

 

Фестиваль светового граффити

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 55.Двухдневный мастер-класс для творчески настроенных молодых людей (от 12 лет) по созданию художественных объектов с использованием проекционной оптики и светотехники на основе медиаархеологии и художественной композиции. Совместно с Мастерскими художественного проектирования.

Даты: 2 и 3 июня
Вход свободный

 

Летняя школа
Yo-Yo

Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова. Изображение № 56.Развлечение и обучение для подростков, оставшихся на лето в городе.

Даты:
I смена — с 4 по 10 июня
II смена — с 25 июня по 1 июля
III смена — с 30 июля по 5 августа
IV смена — с 24 по 30 августа

Время занятий с 9:00 до 17:00
Стоимость: 3 000 р.