Комитет по инвестициям вскоре выберет городскую территорию, которой суждено стать новым творческим кластером, — лофт с галереями, арт-кафе, хостелами, магазинами дизайнеров и при этом поддержкой из городского бюджета. Одна из возможных площадок — водонапорная башня и канатный цех «Красного гвоздильщика» в юго-западной части Васильевского острова. С петровских времён остров был одной из самых больших промышленных зон города. 

От канатного цеха «Гвоздильщика» сейчас остался только кирпичный фасад, внутренние конструкции сломали при стройке элитного жилого комплекса на остальной территории завода. Сейчас здесь всё мертво: двери наглухо закрыты, окна выбиты и заколочены, изнутри доносится грохот падающего строительного мусора, а живущая рядом бабушка подкармливает то ли заводских кошек, то ли строителей свежим мясом, которое забрасывает на козырёк одного из подъездов. The Village попытался разобраться в том, насколько «Гвоздильщик» подходит для кластера и что предлагают уже существующие проекты преобразования территории. 

Территория

Сейчас юго-запад Васильевского острова, если смотреть на карту, существенно не отличается по инфраструктуре от покинутых рабочими промышленных зон Охты или Обводного канала. В единственном парке «Василеостровец» стоит провинциальное гранд-кафе «Васин сад» с держащим бокал вина усатым джентльменом на рекламной вывеске, — это в парке, который создан стараниями Общества народной трезвости в конце XIX века для досуга рабочих окрестных заводов. Немного западнее единственного торгового центра на острове Baltiysky Fashion Gallery разворачивается огромная стройка элитного жилого комплекса. Территории «Красного гвоздильщика» принадлежат финской компании Lemminkainen. Все корпуса, кроме двух зданий, которые оказались памятниками архитектуры, в том числе и канатный цех — памятник конструктивизма, компания снесла, расчищая строительную площадку.

Городской творческий кластер: «Красный гвоздильщик». Изображение № 1.

Однако у этой городской территории большой потенциал. Два года назад на 26-й линии, что после «Гвоздильщика», открылась «Эрарта» — самый крупный негосударственный музей современного искусства в России. Другой крупный выставочный комплекс «Ленэкспо» неподалёку — главная выставочная площадка города. Морской порт, факультеты СПбГУ и Горного университета, «Ленэкспо» и «Эрарта» — точки притяжения, которые пока ещё не сложились в общее пространство, которое бы воспринималось горожанами как важная городская территория вроде Невского или Лиговского. Однако если создать здесь центр творческо-деловой активности, то юго-запад Васильевского острова сможет претендовать на новый творческий район, превосходящий по территории канатный цех «Гвоздильщика».

Проекты

Городской творческий кластер: «Красный гвоздильщик». Изображение № 15.

Сваи и первый этаж элитного жилого комплекса начнут возводить на «Гвоздильщике» в начале 2013-го. Lemminkainen построит здесь несколько 10-этажных 30-метровых зданий, а дореволюционные корпуса завода восстанавливать не будут. Ориентировочно достроят жилой комплекс к 2017 году. 

Канатный цех и водонапорную башню снести было нельзя: в 2001 году они признаны вновь выявленными памятниками архитектуры. Руководство компании практически сразу заявило, что цех отреставрируют, и скорее всего он будет частично использоваться как культурное пространство, и частично его займут квартиры-лофты. В списке потенциальных креативных кластеров с поддержкой городской администрации «Гвоздильщик» оказался как раз из-за финских инвесторов. Одно из условий конкурса, победитель которого создаст проекты пяти потенциальных кластеров, — минимальная нагрузка на государственный бюджет и привлечение частых финансов. В данном случае в развитии квартала компания Lemminkainen крайне заинтересована.

 

Городской творческий кластер: «Красный гвоздильщик». Изображение № 17.

ИРИНА БАБЮК

Председатель Комитета по инвестициям
и стратегическому развитию

 

Площадка выбрана для оценки возможности эффективного взаимодействия города и инвестора на объекте, для реализации на нём функций, востребованных городом
и экономически интересных бизнесу.

 

Обречённое стать лофтом здание обращено не внутрь строящегося жилого квартала, а на улицу набережной Маслянистого канала. Удобное расположение привлекло не только городской комитет, но и молодых архитекторов. Три года назад, за год до открытия «Эрарты», в дипломном проекте выпускники архитектурного университета, а теперь архитекторы мастерской MS-A реконстурировали территорию «Красного гвоздильщика» и соседнего «Электроаппарата», сделав из канатного цеха и водонапорной башни лофт-галерею современного искусства. 

Городской творческий кластер: «Красный гвоздильщик». Изображение № 18.

 

Городской творческий кластер: «Красный гвоздильщик». Изображение № 27.
михаил макаров

Архитектор мастерской MS-A

 

Основной идеей проекта является развитие в бывшей промышленной зоне мощного центра производства и потребления культуры с формированием жилых, общественных, торговых и образовательных зон.
Юго-западная часть В. О. в целом и наша территория в частности обладает колоссальным потенциалом для создания современной городской среды и должна быть подвергнута комплексной реновации, первым этапом которой могло бы стать формирование культурного кластера на территории канатного цеха. Здание Якова Чернихова — всемирно известный памятник русского авангарда, и оно прекрасно подходит на роль пилотного объекта последующей реновации. В понятие производства и потребления культуры заключён сложный процесс взаимодействия потребителей, людей, которым интересен не только результат, но и ход создания различных объектов культуры и непосредственных производителей этих объектов.

 

История

Первый завод появился на этой территории, между 25-й линией Васильевского острова и засыпанным ныне Маслобуянским каналом, в середине XIX века. Это был чугунолитейный завод французского купца Шопена, с тех пор здесь всегда работали с металлом. Через 20 лет после основания он превратился в железопрокатный и проволочный завод, которому после революции дали имя «Красный гвоздильщик». Строительство здесь развернулось во время первых пятилеток. Памятник конструктивизма, водонапорную башню канатного цеха, построили в 1930-х по проекту выпускника Академии художеств Якова Чернихова. Сам канатный цех сейчас перестроен, башню по назначению не использовали даже когда здания занимал сталепрокатный завод.