Комитет по инвестициям вскоре выберет городскую территорию, которой суждено стать новым творческим кластером. На месте одной из промзон при поддержке городского бюджета появится лофт с галереями, кафе, хостелами, магазинами дизайнеров. Одна из возможных площадок — 25 гектаров в историческом центре Кронштадта — комплекс зданий Адмиралтейства, Петровского дока и Летнего сада.

Четвёртая часть исторического центра Кронштадта, по версии администрации района, носит депрессивный характер. Когда-то крупнейший в Европе сухой док, построенный по проекту Петра I, заброшен. Пустует и частично разрушен комплекс зданий Адмиралтейства. Непопулярен и неухожен местный Летний сад. При этом каждый гектар там принадлежит Министерству обороны, а каждый кирпич охраняется как памятник архитектуры. И хотя корабли в екатерининском Адмиралтействе давно не строят, а в Петровском доке их давно не чинят, внутренние территории по-прежнему недоступны для посторонних глаз. Прогуляться можно разве что по Летнему саду, который вот уже год проходит бюрократическую процедуру перехода из федеральной в городскую собственность.

The Village попытался разобраться, насколько Кронштадтское адмиралтейство подходит для творческого кластера и что предполагают уже существующие проекты преобразования территории.

 

Территория

Город воинской славы и один из символов морского флота России в плане досуга не самая развитая территория. Провинциальные кафе с названиями вроде «Золотой якорь» или «Наутилус», небольшой Петровский парк у гавани, Летний сад, пара музеев — практически всё, что может предложить район для отдыха жителей. В советское время в Кронштадте работал большой кинотеатр, а после — клуб и концертный зал на 1 250 мест с театральной сценой, — всё в здании Морского Никольского собора. Теперь здание стоит в лесах. Несколько лет назад его передали Русской православной церкви, пока идёт реставрация, а по праздникам проходят богослужения.

Летний сад. Изображение № 1.Летний сад

Туристы же приезжают в город в основном чтобы посмотреть на знаменитые форты, один из которых, «Александр I», стал прототипом форта Боярд. Крепости на небольших островах сейчас закрыты для посетителей, а экскурсоводы предлагают только обзорную морскую прогулку. Однако в администрации района планируют больше использовать туристический потенциал фортов: их можно отреставрировать и отдать под музеи или те же творческие кластеры.

Петровский док. Изображение № 9.Петровский док

Районные власти в последнее время активно работают над туристическим имиджем. Следующим летом морской порт свяжет Кронштадт с Прибалтикой двумя круизными маршрутами. Один паром будет ходить в эстонский город Кунда, а другой — пролегать через Котку (Финляндия) и Силламяэ (Эстония). Однако пока инфраструктуру гостеприимства, несмотря на большой потенциал и независимость от Петербурга, сложно назвать готовой к приёму иностранных туристов.

Комплекс зданий Кронштадтского Адмиралтейства. Изображение № 15.Комплекс зданий Кронштадтского Адмиралтейства

Творческий кластер на заброшенных территориях, принадлежащих Министерству обороны, по мнению чиновников из Комитета по инвестициям, может изменить текущее положение дел и дать району необходимые и горожанам, и приезжим общественные пространства.

 

Городской творческий кластер: Кронштадтское адмиралтейство. Изображение № 21.
ирина бабюк

Председатель Комитета по инвестициям
и стратегическим проектам

 

Территория рассматривается с точки зрения роли креативного квартала для социального и экономического развития отдельной территории и модернизации городской среды в масштабах района. Кроме того, объект находится в государственной собственности и расположен не в центральных районах Санкт-Петербурга.

 

 

Проекты

Предполагаемая схема пешеходного маршрута «Красная линия». Изображение № 22.Предполагаемая схема пешеходного маршрута «Красная линия»

Районные чиновники вполне осознают, что многие возможности острова сейчас упущены. Однако для преобразований у них недостаточно полномочий. У администрации даже есть готовый проект развития территории, одна из глав которого посвящена рекреационным зонам. Хотят реконструировать городские пляжи, построить пристани и гостиницы для яхтсменов, облагородить парки и сады, создать сеть пешеходных улиц и велодорожек, а в нежилой западной части острова — природный заказник. 

Отдельным пунктом уже предусмотрено создание в доках и Адмиралтействе креативного пространства. Первые этажи зданий планируют отдать под магазины и рестораны, а вторые и мансардные — под офисы, галереи и хостелы. Бункер мог бы стать клубом, а флигели и казармы — современным лофтовым жильём. Канал вокруг дока предлагают осушить: в нём можно разбить парк, а вдоль проложить велодорожки. Как вариант, в бывшем бассейне и амфитеатре собираются установить фонтанный комплекс. Все исторические фасады при этом намерены сохранить.

 

 

 

Бункер мог бы стать клубом, а флигели и казармы — современным лофтовым жильём.

 

 

 

Самым громким и спорным проектом развития района был «Кронштадтский тайфун», предложенный несколькими военными адмиралами и двумя научными институтами. На месте Петровского дока должна была появиться 175-метровая атомная подводная лодка «Акула», а прямо в Финском заливе хотели построить 500-метровый небоскрёб в виде корабельного якоря. Также к Кронштадту предлагалось пригнать все списанные суда Российского флота, которые стали бы экспонатами самого крупного музея мореплаванья в мире.

 

Городской творческий кластер: Кронштадтское адмиралтейство. Изображение № 26.
михаил дегтярев

Главный конструктор Центрального НИИ имени академика Крылова 

 

Это будет наш ответ «кукурузине». Но, в отличие от детища Миллера, наше здание не несёт никакой опасности городу. Ведь достаточно подложить бомбу под «Охта-центр», как он рухнет прямо на Смольный. Кронштадт — вот идеальное место для гигантских построек!

для «МК» в 2007 году

 

 

История

Строительство верфей в Кронштадте затянулось практически на век: док проектировал ещё Пётр I, а работы над Адмиралтейством закончились при Павле I. По плану, вокруг Петровского дока прорыли Обводный канал, который должен был защитить его от пожаров, а на противоположной набережной возвели казармы для офицеров, служительские корпуса и военные склады. Внутри расположились Канато-прядильный и Сухарный заводы, смольня, провиантские магазины, каменные Лесной и Угольный сараи, три парусные мастерские и другие строения. Многие из этих зданий пустуют десятилетиями.

 

Фотографии: Дима Цыренщиков