Технологичное озеленение крыш, солнечные батареи, ресурсосберегающая «начинка» домов — не единственный путь к устойчивому развитию города. Голландский архитектор и художник Ян Кербис в своих работах использует мусор и старые вещи. Он является последователем концепции регенеративного дизайна, которую предложили в 2002 году в своей книге «От колыбели до колыбели» (Cradle to Cradle) химик Майкл Бронгарт и архитектор Уильям Макдоно. Суть её состоит в том, что все нынешние экологические меры позволяют только уменьшить количество мусора. При этом уже сейчас процессы производства и потребления можно организовать так, чтобы достичь стопроцентной переработки отходов. The Village пообщался с архитектором в ожидании его визита в Петербург, где он собирается построить инсталляцию из мусора на острове «Новая Голландия». 

 

Ян Кербис

архитектор, один из двух основателей группы REFUNC

Refunc — это лаборатория, работающая на стыке дизайна, паблик-арта и архитектуры и создающая экспериментальные структуры из местных отходов и вторсырья. Созданные ими работы всегда связаны с локальными особенностями и историей используемых материалов. В 2008 году Refunc пригласили на биеннале в Венеции, где она создала ряд инсталляций из старых шин под общим названием Salon di Gomme.

 

  

Локальные материалы

То, чем мы занимаемся, называется контекстуализмом. Контекст даёт проблему, которую мы должны решить, и даёт локальные материалы, которые можно использовать для её решения. Например, сейчас мы делаем ряд объектов и инсталляций для фестиваля Oerol на острове Терсхеллинг в Северном море. Конечно, заказ был на функциональный объект, но мы решили забыть о том, о чём нас просят, съездить на место, просто посмотреть, что там происходит, и сымпровизировать. В этом случае чувствуешь себя намного свободнее и можешь сделать место более полезным. Самое интересное — в том, что ресурсы всегда ограничены территорией. Нужно было разметить направления к разным сценам фестиваля — мы использовали для этого старые морские буи, которые валялись без дела. Здесь же нашли палеты, из которых сделали искусственную дюну с высаженной на ней травой. Она стоит на пирсе, на ней можно посидеть, встретиться с друзьями, выпить, поболтать. На самом деле это функциональный объект, потому что в дюну встроена билетная касса.

Прямая речь: Голландский архитектор — о городских объектах из мусора. Изображение № 1.

Во время фестиваля мы устроили лабораторию отходов. Это место, куда люди приносят мусор, а мы превращаем его во что-то другое. Всё, что изначально было придумано для одного, может стать чем-то другим. Если я возьму твой диктофон, может быть, я смогу им побриться? Нужно взаимодействовать с тем, что ты находишь, нужно слушать предметы, материалы, трогать их, вступать с ними диалог.

 

Мусорные баки и старые холодильники

Многие думают, что мы — экологический проект, и результат нашей работы определённо может быть экологичным. Но в самом начале мы ориентируемся не на это. Это скорее логично, чем экологично — использовать то, что есть у соседа в подвале, даже если это пока не мусор. В каждом предмете больше функций, чем кажется. А если посмотреть в перспективе, то вообще всё станет мусором. Вообразите себе холодильник. Каждые пять-семь лет люди хотят новый, но если вы переделаете старый холодильник в изолирующие элементы фасада, то он перестанет быть мусором. Вопрос в том, что вещь может быть очень плохо сделана. В этом случае, когда вы перестаёте её использовать, она становится сырьём, которое никто не знает, как дальше использовать. 

Прямая речь: Голландский архитектор — о городских объектах из мусора. Изображение № 7.

То, что люди избегают мусора, — это предрассудок. В 2012 году у нас был проект с мусорными бачками в Будапеште. Мусорные бачки — прекрасный символ. Даже если их отмыть, они остаются мусорными бачками. Они немного пахли, но не слишком сильно. Мы просто отрезали дно и сделали дырку наверху, чтобы можно было засунуть в них голову, и предложили людям посмотреть на мир с совершено другого угла зрения. Можно было гулять с баком на голове и смотреть на город с совершенно другого угла зрения. Жителям очень понравилось. 

 

Офисы и дома

Мы не боимся применять наш подход и при реновации зданий. Совсем недавно переделали 15 тысяч квадратных метров, на которых раньше был склад. Теперь там открытый офис для нашего партнёра, компании по переработке отходов. У них очень инновационный и радикальный подход к бизнесу, к отходам и тому, что с ними делать. Но здание, в котором они работали, — это был обычный офис. Плохая обстановка для работников, комнаты без структуры, слишком много столов, шум, отсутствие кухни и места для совместного обеда. Нас попросили сделать офисное здание, которое не похоже на все офисные здания. Вот так и звучал заказ — всего одно предложение. На имеющийся бюджет мы купили много промышленных стеллажей, на которых ставят палеты с грузами, и наполнили ими — фирма собирает мусор и все материалы оказываются на виду, но при этом пространство остаётся открытым. Мы попросили привезти нам грузовик одних отходов и грузовик других, и использовали эти материалы в интерьерах. Сердце здания — это столовая, где все общаются. Теперь сорок человек, которые там работают, действительно счастливы на своём рабочем месте. 

Прямая речь: Голландский архитектор — о городских объектах из мусора. Изображение № 15.

 

«Новая Голландия»

У нас есть большой опыт работы в Восточной Европе, но мы никогда не были в России. Видели несколько фотографий «Новой Голландии», где мы будем строить объект, и это место нам нравится именно таким, как оно есть. Приедем в Петербург, посмотрим, что за материалы валяются на улицах, поговорим с местными, узнаем больше о ситуации и возможностях. Это будет не просто арт-объект в общественном пространстве, а что-то по-настоящему динамичное, мобильное. Такое, чтобы все горожане смогли в этом участвовать.

  

В июле Ян Кербис и его коллега по группе Refunc Дени Одендейк приедут в Петербург, чтобы делать инсталляцию в «Новой Голландии» в рамках фестиваля Orange Days. Понаблюдать за стройкой сможет любой посетитель острова — 13 июля с 16.00 до 21.00.

Фотографии: Christian van der Kooy Fotografie, Refunc, Facebook.com/pages/ReFunc
Т
екст: Ольга Якушенко