Одно из самых известных урбанистических бюро, Gehl Architects, по заказу Института Генплана провело исследование общественных пространств Москвы с точки зрения удобства для горожан и доступности для пешеходов. По итогам исследования компания подготовила аналитический отчёт и рекомендации для правительства Москвы; сегодня в шесть вечера в институте «Стрелка» глава бюро Ян Гейл выступит с публичной лекцией и расскажет об исследовании. The Village ознакомился с его результатами и выбрал интересные факты о пешеходной столице и возможных изменениях основных общественных пространств города.

 

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 1.

Пешеходов на улицах Москвы меньше,
чем на улицах других мегаполисов

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 2.

 

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 3.

Большая часть пространства улиц и площадей отдана машинам

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 4.

 

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 5.

На улицах Москвы много препятствий

Беспорядочно припаркованные машины часто оставляют пешеходам малую часть улицы, но даже эти узкие проходы изобилуют препятствиями: рекламные щиты, фонарные столбы, киоски. Автобусные остановки и входы-выходы из метро из-за неправильной планировки улицы тоже часто превращаются в препятствия, которые трудно обойти.  

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 6.

 

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 7.

Зимой и летом в Москве одинаковое
количество пешеходов

Зимой Москва покрыта снегом и льдом, что превращает город в ещё более недоступное для пеших прогулок место. В других городах с суровым зимним климатом общественная жизнь на улицах сводится к минимуму. Однако в Москве зимой количество пешеходов зафиксировано на том же уровне, что и летом. Это говорит о том, что пешеходная среда находится в неудовлетворительном состоянии круглый год и люди ходят по улицам только при крайней необходимости, а не для развлечения и отдыха.

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 8.

 

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 9.

Чтобы прогуляться по Бульварному кольцу,
потребуется 75 минут, половину времени
вы проведёте в транспортной зоне

Бульварное кольцо зелёной лентой опоясывает центр Москвы. Однако бульвар разбит на части множеством сложных переходов, людям приходится пересекать улицы и долго ждать, когда можно будет перейти на следующую часть бульвара.

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 10.

 

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 12.

Москве не хватает пешеходных переходов

Пешеходных переходов в Москве — как наземных, так и подземных — мало и они находятся далеко друг от друга. Это заставляет людей делать большие круги, когда надо перейти улицу, что противоречит естественному желанию идти к месту назначения по прямой.

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 13.

 

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 15.

На улицах Москвы очень мало пожилых
людей и детей

Пенсионеры и дети могли бы оживить город, когда остальные горожане на работе. Для этого необходимо, чтобы городское пространство было безопасным для их передвижения и деятельности. Результаты исследования показывают, что пока московские улицы не привлекают эти возрастные категории.

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 16.

 

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 17.

В Москве трудно говорить и слушать

Транспортная ситуация сильно повышает уровень шума на главных улицах. На улицах создаётся неблагоприятная обстановка для общественной деятельности, так как вести беседу становится очень сложно. Из-за высокого уровня шума люди, которые живут и работают в Москве, подвергаются стрессу и риску заболеваний, связанных с этим.

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 18.

 

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 19.

Площади Москвы рассчитаны только
на пассивное использование

Всё, начиная с качества покрытия, масштаба пространства, возможности расположиться на солнце или в тени, торговых точек и заканчивая оформлением фасадов близлежащих зданий, может привлечь людей к проведению времени в городе либо оттолкнуть их. В Москве главные площади чаще всего представляют собой небольшие парковые зоны, предназначенные для пассивного отдыха, либо просто открытые пространства.

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 20.

Распределение активности по площадям Москвы

 

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 22.

Набережные в Москве недоступны
для пешеходов

Набережные используются прежде всего как магистрали для автотранспорта. Многие московские достопримечательности находятся вблизи от набережных, но связь с рекой практически отсутствует как визуально, так и физически.

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 23.

 

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 24.

В Москве не хватает популярных парков

Несмотря на то что в Москве много зелёных зон, в городе не хватает популярных парков. Самыми популярными являются те, в которых можно заниматься различными видами деятельности. Многие зелёные зоны в центре Москвы предоставляют только одну возможность — посидеть на лавочке. Парки с разнообразными активностями из-за этого страдают от переполненности.

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 25.

 

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 27.

Нереализованный потенциал Тверской

Тверская — главная улица Москвы, и у неё есть потенциал для того, чтобы стать оживлённой и активной артерией для городской жизни и прогулок пешком. Однако сейчас улица находится не в лучшем состоянии из-за перегруженности и обилия автотранспорта. В результате на ней проводит время гораздо меньшее количество людей, чем на главных улицах других крупных городов мира.

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 28.

 

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 30.

Неустроенная Белорусская площадь

Белорусская площадь — крупный транспортный узел, соединяющий метро с пригородными поездами и поездами дальнего следования, поэтому она
является одним из самых загруженных мест Москвы. Необходимо уделить особое внимание благоустройству этой и других привокзальных территорий.

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 31.

 

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 33.

Неиспользованный потенциал
Пушкинской площади

Пушкинская — одна из центральных площадей Москвы, но она разбита на
две части интенсивным транспортным потоком Тверской улицы. К тому
же окружающие здания никак не взаимодействуют с площадью.

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 34.

 

 

Рекомендации

Как сделать Тверскую главной улицей

Улице надо придать ярко выраженную индивидуальность на всём протяжении, от Белорусского вокзала до Красной площади. Тверская должна стать бульваром, утопающим в зелени, необходимо установить больше скамеек, повысить качество оформления пространства, связать Тверскую сетью пешеходных дорожек с прилегающими важными общественными пространствами: садом «Эрмитаж», Театральной площадью, Манежной и Красной площадями.

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 36.

Рекомендации

1. Продолжить Тверскую до Белорусского вокзала
2. Акцент на кольцевые улицы
3. Улучшение связи с прилегающими парками и зелёными зонами
4. Подчеркнуть значение Пушкинской площади, сделать её более удобной для горожан
5. Раскрытие потенциала Тверской площади
6. Создание пешеходных дорожек до Театральной площади
7. Придание улице непрерывности
8. Прямой наземный переход до Манежной и Красной площади
9. Связь Тверской улицы с Москвой-рекой через Красную площадь

 

 

Как сделать Пушкинскую площадь
привлекательной для горожан

Необходимо соединить две основные части пространства Пушкинской — сквер и 
площадь — общим дорожным покрытием, которое определит границы Тверской и даст водителям понять во время движения, что они пересекают главную площадь города. Необходимо переместить некоторые общественные мероприятия с Красной площади на Пушкинскую и расположить там торговые точки, кафе, пространства для сезонной деятельности и ярмарки. Возле Пушкинской находится длинный ряд зданий, фасады которых выходят на юг; эти здания могут участвовать в программе мероприятий, проходящих на площади, например предоставить пространство для кафе и магазинов.

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 39.

Рекомендации

1. Соединение островков площади
2. Задействование зданий
3. Создание прямых наземных переходов
4. Графическое выделение входа в метро
5, 6. Создание кафе и ярмарок
7. Зонирование пространства: создание тихих зелёных мест и мест активного отдыха
8. Графическое выделение остановок наземного транспорта
9. Создание надземных пешеходных переходов

 

Как превратить набережные в популярные общественные пространства

Необходимо превратить речной берег в привлекательные парки и бульвары, особенно с южной стороны. Кроме того, следует развивать общественные территории вдоль берегов реки. Нужно обеспечить лёгкость перемещения пешеходов и велосипедистов от набережных к центральным районам города и обратно. Общественные пространства и берег реки должны дополнять друг друга. Следует усовершенствовать пешеходную инфраструктуру и сократить расстояние, необходимое для того, чтобы перейти реку пешком. Нужно придать мостам индивидуальный облик за счёт освещения, художественного оформления или рекреационных возможностей.

Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве. Изображение № 42.

Рекомендации

1. Убрать ограды вдоль реки, улучшить пространство под мостами
2. Построить новые пешеходные мосты 
3. Добиться интеграции общественных пространств вдоль реки с берегом
4. Преобразовать шоссе вдоль реки с южной стороны в общественное пространство у берега
5. Превратить южный берег канала в привлекательный городской район без автомобильного движения

 

Фотография обложки: gehlcitiesforpeople.dk