ГЦСИ в третий раз пытается построить себе новое здание. Открытый конкурс на проект музея, который должен появиться на Ходынском поле, был объявлен ещё в конце 2012 года. В конце 2013-го определены три финалиста: ирландское бюро Heneghan Peng Architects, испанская команда Nieto Sobejano и российское бюро «Мел».

ГЦСИ пытается построить себе новое здание с 2009 года. Сначала планировалось возвести его рядом со старым 

Три проекта нового здания ГЦСИ. Изображение № 1.

ГОЛОСОВАНИЕ

Проект года

зданием на Зоологической улице, но строительство отменили из-за нерешённых транспортных проблем. ГЦСИ выделили участок на Бауманской, на месте Басманного рынка, но по просьбе общественного совета при Министерстве культуры решили провести открытый архитектурный конкурс и построить новое здание ГЦСИ на Ходынском поле.

Интересно, что дверь в дверь с музеем будет построен огромный торговый центр «Авиапарк» на 400 тысяч квадратных метров — его площадь будет в десять раз больше, чем площадь музея. Правительство Москвы планирует также разбить на территории парк. Проект нового парка тоже будет определён по итогам открытого архитектурного конкурса. Поэтому все команды — участники конкурса ГЦСИ особое внимание уделяли связи музея с парком.

 

46 500

метров
квадратных
— общая площадь музея 

400 000

метров квадратных  — площадь торгового центра «Авиапарк»

3 000

человек в день — посещаемость музея

4 000 000 000

рублей — примерная стоимость проекта

  

 

Бюро Heneghan Peng Architects

Среди реализованных проектов — Большой египетский музей в Гизе,
туристический центр «Дорога гигантов» в Ирландии, Олимпийский парк в Лондоне,
Школа архитектуры в Университете Гринвича и Музей Палестины.

Три проекта нового здания ГЦСИ. Изображение № 2.

ГЦСИ — вертикальный элемент в центре Ходынского поля, возвышающийся над местом, где раньше был аэродром. Выставочные пространства спроектированы в виде расположенных друг над другом галерей. Это позволяет как посетить определённую галерею, так и просмотреть всю коллекцию целиком. Благодаря вертикальной организации пространства, доступ к галереям упрощается, посетитель может подняться на нужный ему этаж, не проходя по всему зданию. Авторы проекта предлагают сохранить взлётные полосы, а на других участках разбить парк. На взлётных полосах будут организованы катки, цветочные сады, зоны для катания на скейтбордах.

 

Бюро «Мел»

Московское бюро, основанное в 2009 году архитекторами
Павлом Чауниным и Фёдором Дубинниковым. На территории фабрики «Красный Октябрь»
бюро спроектировало экспериментальную выставочную площадку Mel Space.

Три проекта нового здания ГЦСИ. Изображение № 7.

Основные функциональные пространства Центра расположены в едином стилобате — «холме». На крыше организован ландшафтный парк с павильонами, где расположены залы для постоянных и временных выставок, образовательный и медиацентр, кафе-клуб и творческие резиденции. Зелёное покрытие уплотняется к краям и растворяется к середине, образуя пешеходный маршрут. Первый этаж — это единое коммуникационное пространство, связанное с выставочным залом и павильонами, расположенными на крыше. В любой павильон можно войти через парк — это позволяет использовать павильоны для независимых масштабных выставочных проектов.

 

Бюро Nieto Sobejano

Компания — обладатель разных наград, среди которых
национальный приз в области реконструкции от Министерства культуры Испании (2008),
римская премия Пиранези (2011) и другие. Сейчас у бюро есть проекты в Германии,
Испании, Австрии, Индии и Марокко.

Три проекта нового здания ГЦСИ. Изображение № 13.

В основу концепции легли нереализованные проекты русского авангарда с их уникальными техническими и архитектурными решениями, мощная индустриальная структура и фабричная типология, которую используют в современном искусстве. Художники, инженеры и архитекторы прошлого создавали сложные формы с помощью элементарной комбинаторики. Архитекторы испанского бюро следуют тем же принципам и используют форму цилиндра. Трансформация объёма позволяет создать ряд помещений, соединяющихся в различных комбинациях. Выставки могут перемещаться из зала в зал, сохраняя при этом связь с фойе, которое будет функциональным центром здания.