В советское время набережную на Петроградской стороне напротив Стрелки Васильевского острова собирались превратить в огромный парк, но в итоге построили Институт прикладной химии. Позже его снесли под строительство элитного квартала «Набережная Европы» с театром Эйфмана, нарушающим все градостроительные нормы. Освободившуюся площадь, по последним планам, сделают резиденцией высших российских судов. Молодой архитектор Валерия Зезюлинская предлагает вернуться к идее парка, который смог бы сам себя обеспечивать, используя природную и вырабатываемую людьми кинетическую энергию.

  

Идеи для города: Кинетический парк на месте «Набережной Европы». Изображение № 1.Валерия Зезюлинская

архитектор

50 лет назад никто и подумать не смел о фонарях, работающих на солнечной энергии, а теперь это в порядке вещей во многих городах. Если 60 % электроэнергии в Копенгагене вырабатывается посредством ветровых турбин, то обеспечить городской парк природной энергией тоже не составит труда, были бы специалисты и желание. 

Найдутся те, кто скажет, что это неоправданно дорого. Это тоже не совсем верно. Такой парк принесёт любому городу мировую известность и славу. Тенденция современной архитектуры такова, что города зачастую не экономят на проектах, которые будут признаны всем миром. Да и если спроектировать парк надлежащим образом, он быстро себя окупит. 

  

 

Кинетический парк

Идеи для города: Кинетический парк на месте «Набережной Европы». Изображение № 2.

Основная идея парка — энергетическая независимость. Автор проекта выстроила пространство в три уровня, на каждом из которых предусмотрены разные способы выработки энергии: подземный — с паркингом и супермаркетом, углублённый — с ресторанами и площадью для аренды креативными индустриями, и сам парк, расположенный на трансформирующихся крышах. Буфером от проезжей части станет ряд выставочных павильонов. Создание подобной геопластики не вызовет больших трудностей, так как земля под бывшим Институтом прикладной химии и так загрязнена — её необходимо полностью вывезти из города.

Главная площадь над супермаркетом состоит из плоскостей на шарнирах, наклон которых можно изменять под амфитеатр для концертов, пространство, разделённое на тематические зоны, и другие нужды организаторов мероприятий. Такую же технологию используют на некоторых стадионах. 

Над рестораном и арендуемыми помещениями вырастет роща — из живых и металлических деревьев. Некоторые из них будут поглощать и перерабатывать в энергию шум, некоторые будут накапливать солнечную энергию, а некоторые — механическую. Так, например, здесь (и во многих других частях парка) можно будет использовать плитку, что переводит кинетическую энергию шагов в электричество. Такую используют на некоторых улицах Лондона. Так как роща, как и площадь над супермаркетом, сможет трансформироваться, здесь удобно будет создавать пространства для уединения, отделённые деревьями. 

На каждом из трёх уровней предусмотрен выход к набережной. Там можно будет и просто любоваться водой, и заниматься на тренажёрах, вырабатывающих электричество для парка. Самым активным посетителям предоставят бонусы, которые можно будет использовать в интернет-кафе, ресторане или на мероприятиях. Заработать их можно будет также на мини-аттракционах или качелях. На одном из уровней набережной поставят ветрогенераторы.

Подземный депозитный паркинг будет накапливать тепловую энергию. Освещать парк в тёплое время суток будут фонари и скамейки — часть из них будет накапливать световую энергию днём на солнечных батарейках, часть — генерировать свет из ветра.

 

Реализация

Освещение. Изображение № 11.Освещение

Перечисленные технологии ещё не использовали одновременно, но каждая из них уже показала эффективную работу в разных городах мира. Так как прямых аналогов такого парка в мире нет, оценить его стоимость архитектор затруднилась. Ориентируясь на стоимость парка аттракционов, Валерия называет сумму от 50 до 300 тысяч долларов. 

Для воплощения идеи в жизнь инициативы горожан не хватит, считает архитектор, нужны заинтересованные девелоперы и поддержка городских властей. Инвесторов должна заинтересовать большая площадь коммерческого пространства — супермаркет, аренда и возможность проводить платные культурные мероприятия.