Что такое творческие кластеры и нужны ли они Москве. Серия репортажей от сайта Look At Me.

Творческий кластер (creative cluster) – понятие, окончательно сформированное Саймоном Эвансом, куратором программы ЮНЕСКО Creative Cities. В его понимании это сообщество творчески-ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории. Проще говоря, заброшенный завод в центре города – идеальное место обитания дизайнеров, журналистов, музыкантов и художников, для которых высокие потолки и возможность работать круглые сутки подчас важнее бытового комфорта. «Такие места – они не только для работы, но и для жизни, для общения и для генерирования общих идей», – отмечает Эванс.

Нынешнее общество естественным образом переосмыслило старые индустриальные строения, вроде зданий заводов и мануфактур. В Европе это переосмысление стало последовательной политикой государства, которое такие шаги поощряет и всячески им способствует.

В середине 90-х будущий британский премьер Тони Блэр ознаменовал свою предвыборную кампанию лозунгом Cool Britannia. Лейбористы, от которых баллотировался Блэр, пришли к выводу, что после 18-летнего пребывания у власти консерваторов Британия снова оказалась на пороге самоопределения, – кроме принцессы, Элтона Джона и красных автобусов островитянам действительно нечем было заманивать туристов и нечего предложить на экспорт. Блэр пришел к власти – и Англию начали творчески облагораживать.

В былых индустриальных центрах – Ливерпуле, Манчестере и Шеффилде – целые кварталы были превращены в так называемые Creative Clusters – вольные поселения художников, дизайнеров и музыкантов на компактной территории. Эти районы, только родившись, сразу попали в разработанные мэриями туристические маршруты и стали полновесной частью городской инфраструктуры. 

В Москве за Сreative Сlusters сойдут «Арма», завод «Флакон» или «Винзавод». Возникли они стихийно и достойной поддержки на муниципальном или государственном уровне пока не получили, оттого развиваются очень медленно и репрезентативной функции для города не носят.  В той же Британии поддержка кластеров государством – обычное дело. Оно предоставляет льготы на аренду, выделяет кредиты на развитие и инвестирует подобные проекты. 

                 

В ближайшие несколько недель каждую пятницу мы будем публиковать своего рода профайл каждого из творческих кластеров, существующих ныне в Москве. Каждая из этих историй – не просто экскурсия в особые районы нашего города, но и попытка понять, оправдано ли существование подобных образований экономически и социально, и – что немаловажно, – нужны ли они жителям Москвы.